"Ночь Гельвера" в театре Джигарханяна.

Apr 13, 2019 21:54

Спектакль «Ночь Гельвера» зрители не смотрят. Они живут в нем, настолько захватывает то, что происходит на сцене. Впрочем, сцены как таковой нет. Есть маленькая комната, в которой стоит кровать с резным изголовьем, стол, комод. На стенах - старые фотографии. На буфете стоит старый преемник. И два героя: он и она, Гельвер и Карла. Автор пьесы, Ингмар Вилквист, пишет, что «действие пьесы разворачивается в кухне однокомнатной квартиры в бедном рабочем мещанском квартале в промышленном городке в Европе.». Но зрители, знакомые с историей Европы, могут понять, что городок этот немецкий и что на дворе, судя по всему, - 1938 год, Хрустальная ночь.



Он - молодой, умственно отсталый мужчина. Она - женщина немногим старше его. Что их связывает? Что их ждет в этой стране в это время? И вообще, кто они? Гельвер - жертва или палач? Или и то, и другое? Это история о том, как загонщик сам становится дичью, как то, во что ты верил всю жизнь вдруг становится иным, как исчезает твой мир, как рушится надежда. О том, что семья - вещь сложная и иногда можно едва ли не ненавидеть того, кого любишь. О том, что даже один и тот же человек может быть очень разным.




Это спектакль поднимает несколько тем. Это и «Что такое нацизм?» (И, да, такое повториться не должно.), и «Что такое любовь?» (Очень сложно любить «другого» человека.) и «Что такое нормальный человек?» (Да, Гельвер умственно отсталый. Но охоту на людей организовал не он, а Гилберт и те офицеры в начищенных сапогах и с моноклем. Он только повторял их действия как обезьянка.). Два человека, один вечер, одна комната. Мы видим всего маленький, даже крошечный кусочек чужой жизни. Да и бОольшая часть действия происходит за сценой. Там травят людей, там беснуется толпа. А здесь... А здесь все преломляется как в призме.

На сцене только два актера, Надежда, Филиппова и Станислав Буров. Но, боже мой, как они играют! Они не играют, они полностью становятся своими героями. Бессмысленное выражение лица у человека, который не осознает своей неполноценности, его интонации и жесты, его способности передразнивать людей. Любовь Карлы, которая должна думать за двоих, которая делает все для человека, не способного оценить ее жертву. Усталая, радостная, печальная, за одну ночь она проживает полжизни. Она то почти старуха, то совсем юная. Это гениально, это правда гениально!



Минусы.
Пока смотришь спектакль, никаких минусов не видишь, настолько тебя захватывает действие. Несколько вопросов к автору у меня возникло уже сильно позже, когда я события и даты сопоставила. Но я их задавать не буду, ибо эти мелочи тут особой роли не сыграют. По жанру это притча, в этом жанре возможны обобщения.

А вот вопросы к переводчику задам. Уважаемая Татьяна Комолова, а почему у Вас в нацистской Германии герои друг друга панами величают? Почем одежду герои одевают? Почему пастор в костеле служит?

И еще вопрос к режиссеру. Мы с подругой ОЧЕНЬ удивились, когда Карла выпила таблетки. Потому что это шло вразрез со всем тем, что происходило раньше. Так вот, у Вилквиста она их не пила. Зачем изменили конец пьесы? Нет, спектакль отличный, всем его искренне рекомендую. Но вот эта мелочь, на мой взгляд, была фальшивой нотой.



Создатели спектакля
Авторы: Ингмар Вилквист
Режиссер: Александр Кузин
Художник по видео: Владислав Якущенко
Художник по свету: Анна Чмир

Действующие лица и исполнители
Гельвер: Станислав Буров
Карла: Надежда Филиппова

За приглашение спасибо moskva-lublu и pamsik

Сайты театра:
https://www.dzigartheater.ru
https://www.facebook.com/dzhigrahanjantheater/?fref=ts
https://vk.com/dzhigrahanjantheater
https://www.instagram.com/teatrD/
https://www.youtube.com/user/dzigartheater?feature=mhee

Фотографии с сайта: http://rusnewsday.ru/index.php/kultura/item/2642-ubivayushchie-prizraki-nochi

Театр, Спектакль, Театр Армена Джигарханяна

Previous post Next post
Up