Морозным утром 20 (8 по ст.ст.) ноября 1868 года городовой Адмиралтейской части Санкт-Петербурга Алексей Тяпкин заступил на дежурство. Неожиданно он увидел тройку лошадей, без кучера, запряжённую в сани, бешено мчавшуюся по улице по Большой Морской улице к Невскому проспекту. Несмотря на опасность, бесстрашный городовой бросился к тройке наперерез, смог схватить лошадей под уздцы и резко затормозить их, предотвратив гибель прохожих
Подвиг городового Тяпкина 20 (8) ноября 1868 года. Холст, масло. ГРМ (из собрания купца М.П. Гренстранда)
Николай СВЕРЧКОВ
Сам городовой получил многочисленные травмы и ушибы, санями была раздроблена правая голень, в итоге ногу пришлось ампутировать. По представлению петербургского обер-полицмейстера Трепова герой был награждён императором Александром II знаком отличия ордена Св. Анны, единовременным денежным пособием из казны и пожизненной пенсией по инвалидности. А благодарные жители столицы всех рангов делали частные пожертвования. К сожалению, Алексей Тяпкин прожил всего два месяца.
Несмотря на усилия врачей, состояние здоровья больного ухудшалось, и 17 (5) января 1869 года он скончался. Петербургский листок от 19 (7) января сообщал: Огромная масса народа собралась на проводы, многие приехали в экипажах проводить покойного; большая часть высших чинов полиции, в том числе и г-н С.-Петербургский обер-полицмейстер отдали дань уважения усопшему гражданину. Г-н Обер-полицмейстер и некоторые из чинов полиции вынесли гроб на своих плечах.
Спустя 10 месяцев, 20 (8) сентября 1869 года, подвиг Алексея Тяпкина был повторён городовым Спасской части Петербурга Антипом Самсоновым, который бросился останавливать несущиеся испуганной лошадью к Екатерининскому каналу легковые дрожки. Городовой получил сильнейший удар в висок, был сбит и смят лошадью и погиб на месте.
Оба героя были похоронены рядом на Смоленском кладбище; на средства руководства городской полиции в 1869 году им был установлен общий надгробный памятник, как нижним чинам русской полиции, погибшим при исполнении служебного долга.