Фото дня, 19 ноября 1928 года

Nov 19, 2023 11:11


Фотография, на которой Михаил Афанасьевич Булгаков предстает эдаким высокомерно сощурившимся снобом, со старомодным моноклем в правом глазу, пожалуй, одно из самых известных изображений творца Белой гвардии, Собачьего сердца и Мастера и Маргариты. Но не все знают, кому был посвящен и адресован один из этих снимков.



Так кому был адресован этот фотопортрет Михаила Булгакова с дарственной надписью писателя:
Маме Любе, нежно любимой и ее Муке и Флюшке. Мак. 1928 г. 19-го ноября Москва

Расшифруем дарственную надпись...

Вторая жена Булгакова Любовь Евгеньевна Белозерская вспоминала, что шутливые забавные прозвища всегда употребляли в их семье: Мы любили прозвища. Как-то Михаил Афанасьевич вспомнил детское стихотворение, в котором говорилось, что у хитрой злой орангутанихи было три сына: Мика, Мака и Микуха. И добавил: Мака - это я.



Евгения Бирукова Мика, Мака и Микуха

Удивительнее всего, что это прозвище - с его же легкой руки - очень быстро привилось. Сам Михаил Афанасьевич часто подписывался Мак или Мака. А Флюшка и Мука - озорной и веселый котенок и кошка, жившие в квартире Булгаковых.



Любовь Евгеньевна Белозерская

А ещё Михаил Афанасьевич называл Любовь Евгеньевну Любангой, сокращенно Бангой... Его Муза, большая любовь, преданный и верный друг. Красивая, талантливая и незаурядная женщина, гостеприимная и бескорыстная хозяйка (Люба Золотое Сердце - называли её друзья), вдохновляла писателя и много ему помогала в работе. Именно ей Булгаков посвятил Собачье сердце, Белую гвардию, Кабалу святош. А в главном романе писателя Мастере и Маргарите Бангой писатель назвал собаку прокуратора Понтия Пилата, безгранично преданную хозяину и понимавшую его без слов. Это именно Белозерская посоветовала Булгакову ввести в роман, тогда ещё называвшийся Консультант с копытом, женский образ и стала первым прототипом Маргариты. Её увлекательные рассказы об эмиграции, жизни и скитаниях в Константинополе легли в основу при написании пьесы Бег



Я уже как-то писала, что нарушения зрения появились у Булгакова в конце жизни. В середине же 1920-х годов у Булгакова была лишь небольшая дальнозоркость правого глаза, он вполне мог обходиться без каких бы то ни было оптических стёкол. Но он настойчиво просил выписать ему рецепт на монокль, и, получив его и купив монокль, однажды появился на публике, шокировав многих. Валентин Катаев вспоминал, как Булгаков ...надел галстук бабочкой, цветной жилет, ботинки на пуговицах, с прюнелевым верхом и даже, что показалось совершенно невероятным, в один прекрасный день вставил в глаз монокль...

Монокль стал для писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, дворянина по происхождению, знаком, жестом того самого старого мира, которым он дорожил, напоминанием окружающим об утраченной социальной принадлежности (Мариэтта Чудакова)

Фото, Ещё раз про любовь, ЖЗЛ, Жёны, Фото дня, Михаил Булгаков, Литература

Previous post Next post
Up