В конце сентября 1813 года союзные монархи в Теплице наметили новый план наступательных действий коалиционных сил. Согласно ему пришли в движение Силезская армия генерала фон Блюхера и Северная наследного принца Карла Юхана. Их целью было соединение своих войск для совместных действий против левого фланга неприятеля у Лейпцига. Богемская армия генерал-фельмаршала Шварценберга направлялась на правый фланг. Для контроля за продвижением главной армии союзников Наполеон отправил маршала Мюрата с 40-тысячным корпусом.
Битва при Вартенбурге 3 октября 1813 года
Иллюстрация к книге Адольфа Тьера История Консульства и империи, том 4
В ночь на 3 октября российские понтонные роты генерала Блюхера навели мосты через р. Эльбу, по которым часть его армии, а именно корпус генерала Иоганна Давида Людвига Йорка (бригады принца Мекленбургского, Штейнмеца, Хорна и Хюнербейна, всего около 25 тысяч при 32 орудиях), переправился через реку в районе деревни Эльстер и направился к местечку Вартенбург.
Портреты генералов Анри Гасьена Бертрана и Иоганна Давида Людвига фон Йорка
Книжная иллюстрация Карл Адальберт ХЕРРМАНН
Генерал Йорк приветствует прусских гвардейцев перед сражением при Вартенбурге 3 октября 1813 года
Карл РЁХЛИНГ
Здесь пруссаков уже поджидал, предусмотрительно отправленный Наполеоном к Эльбе именно на этот случай, 4-й корпус французского генерала Анри Гасьена Бертрана (дивизии Морана, Франкемона, Фонтанелли и бригада Бомона, около 15 тысяч человек при 24 орудиях). Несмотря на численное меньшинство, позиции французов были достаточно хорошо укреплены.
Прусские лейб-гренадеры в сражении при Вартенбурге 3 октября 1813 года
Рихард КНЁТЕЛЬ
Атака генерала Йорка при Вартенбурге
Почтовая открытка
Однако пехота генерала Йорка отважно штурмовала французов, корпус Бертрана был обойден с фланга, понёс крупные потери, а затем начал отступление к Дюбену. В качестве трофеев пруссаками было захвачено 16 орудий, около 100 зарядных ящиков и большой обоз. Кроме этого, в плен сдались два конных полка - Вюртембергский и Вестфальский гвардейский.
Позже за победу в этом сражении генерал Йорк получил титул графа Вартенбургского и орден Святого Георгия II степени.
Силезская армия продолжила движение в сторону Дюбена: впереди шёл корпус Йорка, за ним Ланжерона, замыкал - корпус Остен-Сакена. Карл-Юхан Бернадот со своими войсками переправился через Эльбу 4-5 октября при Росслау и Акене. Теперь в районе Виттенберга-Рослау насчитывалось более 140 тысяч союзников, которые должны подойти с севера к Лейпцигу и соединиться.
Император Наполеон
Жозеф-Луи-Ипполит БЕЛАНЖЕ
Наполеон вышел из Дрездена 7 октября, оставив, после долгих раздумий, на его защиту 30-тысячный корпус маршала Сен-Сира. Это был опрометчивый шаг императора, так как город в общем-то не представлял уже большой ценности для французов, как база, так как все стратегические запасы уже были съедены. А корпус Сен-Сира вполне мог пригодиться для решающего броска в осенней кампании. Так как Дрезден был слабо укреплён, то генерал Беннигсен оставил на его осаду корпус ополченцев П. Толстого, практически бесполезный для активных боевых действий. Мюрат продолжал сдерживать продвижение Богемской армии, а сам император с гвардией и пятью корпусами двинулся к Дюбену навстречу союзникам, где надеялся настичь армию Блюхера.
Имея в наличии армию, превосходившую по численности любую из союзных, Бонапарт понимал, что может разбить их, но только по одиночке. 9 октября генералы Блюхер и Ланжерон расположились на отдых в Дюбене и по воспоминаниям последнего запросто могли попасть в плен, так как разведка на этот раз по какой-то причине расслабилась и не доложила вовремя о приближении противника. Но благодаря умелым действиям 10 корпуса генерала Капцевича, Cилезская армия смогла вовремя отступить. Прибыв к Дюбену, Наполеон всей мощью своих войск, тремя колоннами, обрушился на город, но... выстрел оказался холостым. Как это не раз случалось в последнее время, он не обнаружил там армию Блюхера (вернее корпусов Йорка и Ланжерона). Она растаяла, а с ней испарилась и надежда на её уничтожение. А вот корпусу генерала Остен-Сакена пришлось туго, так как наступление Наполеона отрезало его от остальной Силезской армии, но кавалерия генерала Васильчикова, достаточно долго сдерживала французов, благодаря чему Фабиан Вильгельмович успел отвести из-под удара свою пехоту по просёлочным дорогам и через леса севернее расположения вражеского копруса Себастиани. При этом неприятельские бивуаки находились в поле зрения русских, но французы не заметили перемещения русских войск. Как писал в мемуарах Ланжерон: ...ночью он прошёл в миле от Наполеона, обогнул его с фланга, протиснулся между его армией и авангардами, и соединился с нами... Он ни разу не ввязался в бой и потерял всего одного солдата из обоза. Трудно привести пример более смелого и лучше выполненного маневра
Генерал же Блюхер, увильнув от Наполеона, пошёл на соединение с Богемской армией в обход, за реки Мюльде и Заале к городу Галле. И "потянул" за собой Северную армию, которая, дабы не подвергнуться в одиночку нападению французов, вынуждена была также двигаться за Блюхером. Надо отметить, что Бернадот чуть было не повернул назад и не переправился опять на левый берег Эльбы, узнав о прибытии Наполеона и предположив, что тот двинется на Берлин, но понтонные мосты уже были демонтированы. Под давлением прусских генералов, а также российского и английского посланников (Поццо ди Борго и Стюарта), находившихся в главном штабе Бернадота, наследный принц нехотя повернул на юг.
Богемская армия 30 сентября начала переход через Рудные горы в Саксонию, уступив своё место Польской армии Беннигсена и австрийскому корпусу генерала графа И. Колоредо. Но двигалась она очень медленно, делая остановки по нескольку дней. Фельдмаршал Шварценберг продвигался шаг за шагом, наощупь, и чем дальше отходил от гор, служивших прикрытием, тем больше перестраховывался. И только полученные сообщения о переправе Блюхера через Эльбу и победе при Вартенбурге заставили его встрепенуться и ускорить движение.
Не дремали и дипломаты. 8 октября в Риде между Австрией и Баварией была заключена конвенция, согласно которой Бавария выходила из Рейнского союза и присоединялась к коалиции, а Австрия за денежное вознаграждение получала обратно Тироль и отправила 20-тысячный корпус князя Рейса к 36-тысячной баварской армии для совместных действий против Франции под началом генерала от кавалерии Вреде. 14 октября Бавария объявила войну Франции.
Упустив из виду армию Блюхера, не имея никаких сведений о её дислокации, Наполеон потерял два дня в ожидани разведданных. Полагая, что Блюхер отступил к Эльбе, император планировал сначала двинуться на Берлин. Но, посланная им разведка, только 12 октября доложила о том, что армия Блюхера обнаружена за Мюльде, Бернадот ещё на Эльбе, но также двигается в этом направлении, а Богемская армия хотя и весьма медленно, но приближается к Лейпцигу. Нерешительность Шварценегера убедили Наполеона в том, что он имеет шанс, сосредоточив свои силы у Лейпцига, сокрушить Богемскую армию до подхода Силезской и Северной. К Лейпцигу французский полководец со своей гвардией прибыл после полудня 14 октября, остановился за городской чертой у Гриммасской заставы. Вместе с маршалом Бертье и генералом Коленкуром у костра он слушал сообщения адьютанта о ходе кавалерийского сражения, отдавал распоряжения. Вскоре сюда прибыл и саксонский король с супругой и дочерью, который после встречи с Наполеоном отбыл в Лейпциг.
Атака французских гусаров
Джузеппе РАВА
Прусские драгуны
Джузеппе РАВА
14 октября командующий Богемской армией принял решение провести усиленную рекогносцировку неприятельских позиций силами передовых отрядов генерала Витгенштейна: 1-го и 2-го русских пехотных корпусов, кавалерии графа Палена, прусского корпуса Клейна и австрийского Кленау. Войска маршала Мюрата (конница Виктора, Пажоля, прибывшая из Испании конница Ожеро, корпуса Понятовского, Лористона) расположились на высотах от Конневица до Либертвольквица. Именно у деревни Либертвольквиц, находившейся в девяти километрах к югу от Лейпцига состоялось, предшествовавшее Битве народов, мощное кавалерийское сражение, которое многие считают крупнейшим в истории. Здесь в течение нескольких часов сходились в атаках и рубились на палашах и саблях около 14 тысяч всадников: французских, русских, прусских и австрийских. Кавалерией французов командовал сам Мюрат, гарцевавший, как обычно, в своём эффектном наряде впереди своих всадников. Он едва не был взят в плен поручиком Неймаркского драгунского полка Гвидо фон дер Липпе. Но был спасён своим адъютантом.
Кавалерийский бой у деревни Либертвольквитц близ Лейпцига 14 октября 1814 года
Смерть Гвидо фон дер Липпе от руки адъютанта короля Неаполя и маршала Франции Мюрата
Рихард КНЁТЕЛЬ
Столкновения противников продолжались до шести часов вечера, но не дали решительного перевеса ни одной из сторон. Удачная атака кавалерии графа Палена, угроза обхода австрийским корпусом французов, вынудила Мюрата отступить. Союзники же, убедившись, что перед ними только один Мюрат, закончили дело. Таким образом, усиленная рекогносцировка закончилась кровопролитным сражением. Пришли фельдмаршал Шварценберг подмогу Витгенштейну, вполне возможно, Иоахим Мюрат был бы разбит, что существенно облегчило бы задачу Богемской армии в дальнейшем.
В течение 15 октября войска Богемской армии стягивались к Лейпцигу, командующий Шварценберг лично произвёл рекогносцировку реки Плейсе в окрестностях Гауча. Союзные генералы, выехавшие в передовые цепи, стали свидетелями прибытия Наполеона и построения его войск к смотру. Генерал Блюхер известил через посыльного о своём твёрдом намерении участвовать в генеральном сражении. Наследный принц, получив 14 числа от Блюхера известие о том, что Наполеон повернул от Эльбы обратно, двинулся, но очень медленно к Лейпцигу. Пройдя 18 вёрст, устроил ночлег в местечке Сельбиц, где и оставался в течение первого дня сражения 16 октября, несмотря на грохот канонады со стороны Лейпцига. И только вечером сдвинулся с места и приблизился на расстояние около 20 вёрст к месту сражения. Польская армия под командованием русского генерала Беннигсена только 13 октября выступившая из-под Дрездена, двигалась с максимальной скоростью, но подошла к месту сражения последней - к вечеру 17 октября.
А теперь позволю себе небольшое лирическое отступление, несколько слов о месте предстоящего сражения. Лейпциг - старинный город Германии, известный торговый центр, славившийся своими ярмарками, знаменитым университетом, в котором учились очень многие наши соотечественники, а также богатыми театральными, оперными и музыкальными традициями. Кстати, в мае 1813 года, за несколько месяцев до сражения, здесь родился будущий знаменитый композитор Рихард Вагнер.
Несколько гравюр и акварелей конца XVIII - начала XIX века. Не всё же только о войне:)
Замок Крепость Плайссенбург в Лейпциге 1780
Адам Даниэль ХАУЭР по рисунку Сэмюэля БЛАТТНЕРА
Лейпциг, Плайссенбург
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Ауэрбахово подворье, Лейпциг 1780 год.
Акварель неизвестного автора
Лейпциг 1804 года, вид с моста Розенталя
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Лейпциг 1804 года, Госпиталь Святого Георгия
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Лейпциг 1804 года, Обсерватория
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Лейпциг 1804 года, Рыночная площадь
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Лейпциг 1804 года, Городская школа
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Лебяжий Пруд с круглым мостом в Лейпциге, 1800 год
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Сам город в то время был не очень большим, окружённым старыми крепостными стенами,
с четырьмя большими и тремя малыми воротами.
Лейпциг 1804 года, Гриммайские ворота
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Готические ворота, аллеи
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Готические ворота, парк
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Лейпциг 1804 года, Петровские ворота - Петерстор
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Лейпциг 1804 года, Галльские ворота
Карл Бенджамин ШВАРЦ
Особенно большой популярностью пользовались у горожан в начале XIX века загородные прогулки в прекрасных окрестностях города. Как описывал в своём Путешествии по Саксонии русский литератор и мемуарист Лубяновский, посетивший Лейпциг в начале XIX века, городской магистрат снёс старинные укрепления, а на их месте появились пригорки, густые аллеи, площади, окруженные тополями, с расположенными в тени скамейками, красивые дорожки, цветники на каждом шагу, один другого лучше, на холмах - кедровые рощи, около прудов - развесистые ивы. Здесь отдыхали в свободное время студенты, бюргеры, горожане; они читали, играли, гуляли с детьми или с дамами. При этом музыка гремела, и человек, ходя с тарелкою, собирал деньги для музыкантов
Полюбовавшись красотами, посмотрим, что же предствляли собой эти окрестности с военной точки зрения.
Лейпциг расположен на обширной плодородной равнине у слияния небольших рек Эльстер и Плейсе. Эльстер достаточно узкая и неглубокая, протекает с севера на юг до Лейпцига, разделяясь на множество рукавов, которые являлись значительным препятствием для проведения боевых действий. Плейсе ещё меньше, впадает в Эльстер под стенами Лейпцига. К северу от города в Эльстер впадает ещё и р. Парте, имеющая много бродов и небольших мостиков для переправы, которую можно назвать скорее ручьём.
В 1813 местность юго-западнее города, между Эльстером и Плейсе, была заболоченной и лесистой, перерезанной сетью мелких и крупных водных потоков. По ней проходила единственная дорога на запад, ведущая через насыпную дамбу к деревне Линденау. Эта место было уязвимым, но очень важным, так как давало возможность французам вывести войска из города при отступления. В случае захвата дороги союзниками армия Наполеона была бы заблокирована в Лейпциге.
Севернее, между рр. Эльстер и Парте, расположена открытая равнина, по которой проходили дороги в Галле, Айленбург и Дюбен. Юго-восточнее города, в пространстве между рр. Плейсе и Парте, находился равнинный сектор, пересечённый цепью холмов. Именно здесь в течение трёх дней проходили центральные сражения Битвы народов. Главной высотой на всей этой равнине был отдельно стоящий круглый холм Кольмберг или Шведский редут, на котором ещё во время Тридцатилетней войны шведским королём Густавом II Адольфом было построено несколько укреплений, он был идеальным наблюдательным пунктом.
По большому счёту этот участок был достаточно удобен для сражения большого количества пехоты и кавалерии. И особенно для обороны (холмы, деревни с каменными домами, прочными оградами, церквями, становившимися миникрепостями), но дело в том, что в планах противников были исключительно наступательные действия.
Итак, впереди нас ждёт центральное сражение осенней кампании 1813 года, вошедшее в историю как Битва народов при Лейпциге