140 лет назад 4 октября 1883 года с Восточного вокзала Парижа, в присутствии представителей железнодорожных компаний, государственных служащих и многочисленных журналистов, торжественно отправился в свой первый путь пассажирский поезд дальнего следования Восточный экспресс, соединивший Европу с Османской империей
Первый Восточный экспресс 1883 года. Гравюра на дереве, изданная в Лейпциге
Фото Энн Ронан
Экспресс был сформирован из пяти вагонов: двух спальных, вагона-ресторана и двух багажных вагонов. В первый рейс отправилось в путешествие 24 пассажира, в том числе две дамы. В основном это были представители французского и бельгийского политического бомонда, железнодорожные бонзы. Среди них находились и люди, ставшие главным источниками информации об атмосфере, царившей в поезде: писатель и корреспондент французской ежедневной газеты Le Figaro Эдмон Оро и корреспондент лондонской Times Анри Оппер де Блоуитц, создавшие богатые и подробные хроники поездки и запечатлевшие великолепие поезда.
Внешний вид спального вагона Восточного экспресса, 1895 год. Гравюра на дереве, изданная в Лейпциге
Фото Энн Ронан
Спальное купе в Восточном экспрессе. Лейпциг, гравюра на дереве, 1895 год.
Фото Энн Ронан
Однако маршрут первого рейса Восточного экспресса был не прямым: поезд пересёк Европу из Парижа в Бухарест через Страсбург, Мюнхен, Вену и Будапешт. В Бухаресте пассажиров развлекали концертом цыганской музыки и посещением замка Пелеш. Затем на пароме путешественники пересекли Дунай и границу, на другом поезде добрались до черноморского болгарского порта Варна, откуда пароход Эсперо за пятнадцать часов доставил их в Константинополь через пролив Босфор.
Салон-вагон Восточного экспресса, 1895 год. Гравюра на дереве, изданная в Лейпциге Фото Энн Ронан
Купе вагонов были выдержаны в стиле ар-деко. Пассажирские салоны украшали тисненые кожаные потолки, шикарная мебель из красного дерева, обитая плюшем, бархатные шторы, хрустальные люстры и мраморные светильники; они были оборудованы холодной и горячей водой. По всему составу висели живописные работы знаменитых художников.
Вагон-ресторан Восточного экспресса, 1885 год. Гравюра на дереве издана в Париже. Фото Энн Ронан
Купе Восточного экспресса, предназначенное для женщин, около 1895 года. Гравюра на дереве.
В общей сложности на рейс Париж - Константинополь туда и обратно протяженностью чуть более трёх тысяч километров длился менее двух недель: В Париж он вернулся 16 октября. Чистое же время в пути заняло всего четыре дня, тогда как до этого морское сообщение Марсель - Константинополь требовало около пятнадцати. Об этой революции в пассажирском движении с энтузиазмом сообщала европейская пресса. А большинству из нас поведала об этом поезде Агата Кристи в своём знаменитом детективе.