Ещё накануне Дрезденского сражения Наполеон отправил корпус своего самого жестокого и одиозного маршала Вандама обходным манёвром (через крепость Кёнигштайн к Пирне и Гюсгюбелю) наперерез Богемской армии. Генерал Гаксо, посланец Наполеона, передал ему слова Наполеона о том, что он должен ждать исхода сражения при Дрездене и затем довершить его хладнокровно, не обращая внимания на спасающегося бегством неприятеля.
Дивизионный генерал Доминик Жозеф Рене Вандам
Книжная иллюстрация
Вандам должен был расположиться на высотах и в горных ущельях Петерсвальде, контролируя отступление противника на Теплицкую дорогу. Никогда он не будет иметь лучшего случая получить маршальский жезл, - передал генерал-инженер Гаксо слова императора. Поддержать действия Вандама должны были корпуса маршалов Сен-Сира и Мармона.
Обычно, когда речь идёт об отступлении войск коалиции от Дрездена, то следом сразу начинаются рассказы о события 29-30 августа - сражении при Кульме, где описываются громкие подвиги русских генералов Остермана-Толстого и Ермолова, забывая о тех, кто противостоял генералу Вандаму 26-28 числа. Мне кажется, не будь этих людей Кульм мог вообще не случиться...
Портрет Леопольда Саксен-Кобургского, художник школы Доу
Портрет Евгения Вюртембергского, Джордж ДОУ
Так вот, на этом направлении, ещё до начала Дрезденского сражения, был оставлен для наблюдения за переправой у Кёнигштайна отряд генерал-лейтенанта принца Евгения Вюртембергского. Для усиления русскому отряду позже был придан кирасирский полк великого князя Константина Павловича под началом 23-летнего Леопольда Саксен-Кобургского, будущего короля Бельгии, между прочим... Вот именно сюда утром 26 августа и прибыл корпус генерала Вандама. Узнав о его переправе через Эльбу у Кёнигштайна, принц Евгений выступил ему навстречу из Цегиста и был атакован французским авангардом. Учитывая огромное численное превосходства Вандама, Вюртембергский мог, пользуясь преимуществами ландшафта, только замедлить его наступление и выиграть время до подхода подкреплений (он обратился за помощью к Барклаю-де-Толли). Умело и храбро сражающиеся русские солдаты, кирасиры принца Леопольда смогли более чем на сутки задержать Вандама с войском. Кроме этого, своими донесениями Евгений Вюртембергский информировал Михаила Богдановича о позициях, которые занимал французский генерал, помогая тем самым главнокомандующему выработать верную тактику отступления из-под Дрездена. Вечером 26 августа пришло первое подкрепление в лице генерала Александра Остермана-Толстого, который имел предписание взять руководство всеми силами на себя, как старший по званию. Надо сказать, что отношения между этими генералами трудно было назвать рабочими. Кроме этого, утром 27 августа на помощь отряду Евгения Вюртембергского прибыла 1-я гвардейская дивизия генерал-лейтенанта Алексея Ермолова.
Портрет Александра Ивановича Остермана-Толстого
Джордж ДОУ
Когда 28 августа Евгений Вюртембергский и Остерман-Толстой узнали об отступлении Богемской армии, между ними произошёл конфликт по поводу дальнейших действий. Остерман-Толстой настаивал на отходе на Максен для соединения с Главной армией, а принц Евгений был категорически против, считая, что их главная задача - остановить Вандама, не позволить ему войти в долину и перекрыть армии союзников дорогу, то есть оставить без присмотра Теплицкую дорогу ни в коем случае было нельзя. Он заявил, что не подчинится приказу старшего генерала. После длительных пререканий, Александр Иванович поехал к генералу Ермолову за советом. И только после того, как Алексей Петрович тоже поддержал Евгения Вюртембергского, Остерман уступил со словами: Ну, и я решился на Петерсвальде... Благодаря этому решению свершился один из славных подвигов русского оружия.
Евгений Вюртембергский провёл отвлекающие маневры в направлении Кришвицких (лично сам) и Кольбергских высот (генерал Ермолов), которые усыпили внимание Вандама и оттянули его войска к северу, позволив лейб-гвардии пробиться через проходы близ Гисгюбеля (Преображенский полк) и Хеллендорфа (Семёновский полк) на Петерсвальде. Дважды войска генерала Вандама обходили российские войска, отрезая их от Теплицкой дороги, но они смогли пробиться в нужном направлении.
Сражение при Гисгюбеле 16 августа 1813 года, Фрагмент картины
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ
На картине изображен момент, когда под Гисгюбелем гвардейские Преображенский и Семеновский полки штыками пробились сквозь плотные ряды французских войск и продолжили путь всему корпусу генерала Остермана-Толстого.
Вечером 28 августа генералу Остерману-Толстому прусский король Фридрих-Вильгельм через своего главного военного советника Кнезебека передал предупреждение о том, что он любой ценой должен воспрепятствовать наступлению французов на Теплиц и не допустить их к выходам из горных ущелий, так как по ним как раз в это время отходила союзная армия вместе с русским императором. Так как полки к моменту получения записки уже миновали Кульм, то Остерман-Толстой велел генералу Ермолову занять первую удобную позицию и разместить на ней гвардию. К утру 29 августа прусский король прибыл на позиции. Генерал Вандам в свою очередь получил от маршала Бертье приказ Наполеона: ...император приказал, чтобы вы со своими корпусом и с дивизией Корбино... ...двинулись к Петерсвальде, вступили в Богемию и опрокинули принца Вюртембергского...
Ночь перед битвой при Кульме
Иржи ДЕБЛЕР
Сводный отряд Остермана-Толстого (около 16-17 тысяч) занял оборону юго-западнее Кульма, в 7 верстах перед Теплицем. Опорными пунктами русских были три деревни: Штраден на севере, Пристен в центре и Карбиц на юге. Местность была не очень удачной, если не считать левого фланга, который упирался в крутые подножья Рудных гор, справа располагался обширный луг, окаймлённый небольшой рекой. Но все серьёзные столкновения 29 августа произошли в центре на открытой пересечённой местности, заросшей кустарником. В районе 10 часов утра генерал Вандам, не дожидаясь сосредоточения всех своих сил, ворвался в Кульм, наведя панический ужас на местных жителей, как раз возвращавшихся со службы в церкви святой Троицы. Беззащитные женщины и дети устремились в горы, а мужчины пытались безуспешно сохранить свои дома, хозяйство, скотину.
Олег ПАРХАЕВ
Атака лейб-гвардии Егерского полка на французскую колонну у деревни Страден при Кульме 29 августа 1813 года
Николай САМОКИШ
Но первая атака Вандама была отбита. В 12 часов дня Вандам со свежими силами французов предпринял новый ожесточённый штурм русских позиций. К 14 часам к русским подошла 1-я кирасирская дивизия генерал-майора Н.И. Депрерадовича и два кирасирских полка (Кавалергардский и Конный), они прикрыли позицию на правом фланге, где стороны разделял овраг. Сражение развернулось на горных склонах вдоль дороги Кульм-Теплиц. Весь день 29 августа русские геройски отражали атаки превосходящих сил французов, понеся при этом большие потери. Тяжело ранен был и сам генерал Остерман-Толстой, которому ядром перебило левую руку. На соболезнования он ответил: Быть раненному за Отечество весьма приятно, а что касается левой руки, то у меня остается правая, которая мне нужна для крестного знамения, знака веры в Бога, на коего полагаю всю мою надежду
Алексей Петрович Ермолов
Юрий ИВАНОВ
Битва при Кульме
Александр КОЦЕБУ
На картине изображен тот момент боя 29 августа, когда вместо раненого генерала А.И. Остермана-Толстого командование войсками принял принял генерал А.П. Ермолов.
После ранения Остермана-Толстого командование отрядом принял генерал-лейтенант А.П. Ермолов, который успешно завершил битву. В конце первого дня сражения французы атаковали двумя колоннами левый фланг, прорвали наши позиции, заняли Пристен, захватили русскую батарею. Но семёновцы отбили в штыковой атаке орудия, захваченные французами, а подоспевшее подкрепление гвардейских уланских и драгунских полков под началом генерал-квартирмейстера союзной армии И.И. Дибича, которые прямо с марша вступили в бой, провели успешную контратаку. Многие историки и наблюдатели считают, что битва при Пристене была одной из самых ожесточённых в ходе наполеоновских войн: ...неприятелю не досталось ни пяди земли. Никогда ещё русские не сражались с большим блеском, никогда ещё успех не был столь важен. (сэр Роберт Вильсон); Ч. Стюарт, участник Кульмского сражения писал о безрассудной храбрости и безупречных действиях лейб-гвардии Его Императорского Величества. Французы отступили и больше в этот день не совались. Несмотря на то, что корпус Вандама численностью вдвое превосходил силы русского отряда, все атаки французов разбивались о стойкость русских полков, солдаты которых, не дрогнув, смогли продержаться до подхода подкрепления во главе с главнокомандующим русско-прусскими войсками Михаилом Богдановичем Барклаем-де-Толли. Но и цена заплачена была дорогая, погибло около 6 тысяч человек, из которых почти половина гвардейцев.
Сегодня ты, а завтра я! Кульм. 1813 год
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ
В ночь на 30 августа к Кульму подошла часть главных сил союзной армии (более 40 тысяч человек) во главе с генералом от инфантерии М.Б. Барклаем-де-Толли. Он заменил обессиливший за день отряд генерала Алексея Ермолова свежими силами.
В первой линии на левом флагне Барклай разместил 1-ю гренадерскую дивизию Н.Н. Раевского и бригаду генерал-майора Д.И. Пышницкого, в центре - корпус Евгения Вюртембергского и отряд Гельфрейха, на правом крыле австрийские дивизии И. Коллоредо и Ф. Бьянки, в авангарде которых находился кавалерийский отряд генерал-майора К.Б. Кнорринга. Позади, во второй линии, разместились австрийская бригада принца Филиппа Августа Фридриха Гессен-Гомбургского, гвардейская кавалерия и австрийские кирасиры. Левым флангом командовал князь генерал-лейтенант Дмитрий Голицын, центром - генерал Михаил Милорадович, правым - генерал Иероним фон Коллоредо.
В тыл Вандама был направлен прусский корпус генерал-лейтенанта Фридриха фон Клейста. За ходом сражения с холма у Дубравки с самого утра наблюдали русский император Александр I и прусский король Фридрих-Вильгельм III.
Генерал фон Клейст в сражении под Кульмом 30 августа 1813 года
Рихард КНЁТЕЛЬ
Принц прусский Фридрих Вильгельм Генрих Август Гогенцоллерн со знаменем в руках
возглавляет штыковую атаку силезского батальона 11-го пехотного полка в сражении под Кульмом 30 августа 1813 года
Карл РЁХЛИНГ
С 7 часов утра Вандам усиленно атаковал русские позиции, но все атаки были отбиты. Как только корпус Клейста, как снег на голову, спустившийся с гор в районе Тельницы и Ноллендорфа, ударил в тыл Вандаму, началось наступление Барклая. Вандам вынужден был повернуть часть своих сил против Клейста и контратаковать его. В ходе упорного боя пруссаки были отброшены на несколько километров к северу. Но прорваться удалось лишь французской кавалерийской бригаде дивизионного генерала Ж. Корбино. Несмотря на отрезанные пруссаками пути отступления и окружение неприятелем, Корбино во главе своих кавалеристов налетел на Клейста, врубился в пруссаков, дрался лично врукопашную, сломав свою саблю, пробился уже с прусской саблей в руке. На некоторое время растерявшиеся пруссаки открыли дорогу, что дало французам возможность протиснуться вперёд и благополучно избежать плена. За ним было ринулась пехота, но тут пришедшаяся в себя бригада Цитена заслонила дорогу. Небольшой части французов удалось бежать по горным тропинкам.
Сражение при Кульме. 30 августа
С акварели Василия ТИММА, гравюра на камне В. УЛЬРИХА
Тем временем войска под командованием генерала от инфантерии М.Б. Барклая-де-Толли начали атаку корпуса генерала Вандама: с правого фланга выступили русские кирасирская и легкая гвардейская кавалерийская дивизии, одновременно его левый фланг обошли австрийские дивизии генерала графа И. Коллоредо. В центре против французов было сосредоточено до 100 орудий. Положение Вандама стало критическим, он был окружен войсками союзников с трёх сторон, а с четвертой возвышались горы.
Битва при Кульме, 30 августа
W. MUHLBAUER
К середине дня всё было закончено. Корпус дивизионного генерала Вандама после недолгого сопротивления вынужден был капитулировать. В качестве трофеев союзникам достались два орла, три знамени, артиллерия (практически все орудия и множество зарядных и патронных ящиков) и весь обоз отряда Вандама.
Пленение маршала Вандама казаками в сражении под Кульмом 30 августа 1813 года
Раскрашенная гравюра Карла РАЛУ по рис. И.А. Клейна
Пленение генерала Вандама русскими казаками при Кульме
Иоганн Лоренц РУГЕНДАС
Пленение маршала Вандама при Кульме, 1813 год
Почтовая открытка
Генерал Вандам сдаётся командиру австрийских императорских войск в битве при Кульме
графу Иерониму фон Коллоредо-Мансфельду
Неизвестный художник
В этом сражении французы потеряли до 5 тысяч человек убитыми, в плен сдалось более 10 тысяч во главе с раненым генералом Вандамом и его штабом. Частично группировке французов, действовавшей в районе Теплице, удалось рассеяться. Потери союзников за 2 дня составили около 10 тысяч человек.
В сражении при Кульме русские войска проявили исключительную волю и мужество. За свой подвиг тяжело раненый генерал Остерман-Толстой был удостоен ордена Святого Георгия II степени и австрийского ордена Марии Терезии, генерал Ермолов - ордена Святого Александра Невского и прусского креста Красного Орла I степени. Генерал от инфантерии Барклай-де-Толли был награждён орденом Святого Георгия I степени (став вторым в России полным кавалером этой самой чтимой в военной среде награды) и командорским крестом Марии Терезии. Принц Евгений Вюртембергский - орденом Святого Владимира I степени и благодарными словами императора Александра: ...я знаю всё, чем мы вам обязаны; самоотверженность есть высшая добродетель
За отличие в сражении при Кульме прусский генерал Фридрих фон Клейст был пожалован титулом графа фон Ноллендорфа и удостоен российского ордена Святого Георгия II степени.
Кульмский крест
Солдатский Кульмский крест. Наградный прусский знак 1813 года
Русские гвардейцы, стойко выдержавшие натиск французов в первый день сражения, были награждены специальной наградой прусского короля Фридриха-Вильгельма III - знаком Железного креста, который в России стал именоваться Кульмским крестом и был предметом особой гордости его кавалеров - солдат и офицеров русской армии, участников знаменитого сражения. От Железного креста Кульмский отличался лишь тем, что на нём не было даты и вензеля короля Фридриха-Вильгельма.
Медаль в память Битвы при Кульме
Отдай меч твой! и вниди в Прагу не победителем, но пленным
Алексей КЛЕПИКОВ по рисунку графа Фёдора Толстого
Кульмская победа сияет славой на знамёнах нашей Гвардии - это была любимая победа Императора Александра Павловича. (Антон Керсновский)
Кульмская битва не позволила Наполеону развить дрезденский успех и стала переломной в ходе кампании 1813 года. Так что прав был маршал Мармон. Прекрасная виктория, одержанная Наполеоном при Дрездене, была сведена на нет победами союзников при Гроссберене, Кацбахе и Кульме. Таким образом в августе все три армии коалиции смогли проявить себя вполне достойно.