Заграничный поход русской армии. Август 1813 года, часть первая.

Aug 18, 2023 11:11


Испания и Россия показали, что может произвести твердость и решимость народов; что ж могут сделать соединенные силы столь многих могущественных Государств? Сие докажет 1813 год...

Фельдмаршал Князь Шварценберг, из приказа по Австрийской армии от 17 Августа 1813 года

В ночь на 11 августа на всем протяжении от Праги до главной квартиры союзной русско-прусской армии запылали сигнальные костры, возвещавшие о прекращении двухмесячного Плейсвицкого перемирия между французскими войсками и армиями союзников.



Генерал-лейтенант Блюхер приветствует прусскую пехоту перед сражением при Кацбахе 26 августа 1813 года
Карл РЁХЛИНГ


Пражский конгресс потерпел фиаско (как писал в своём Манифесте император австрийский Франц: ...переговоры ни на шаг не подвинулись к существенной своей цели), был закрыт, так толком и не успев начаться. Император Наполеон отклонил выдвинутые союзниками требования об отказе от большей части завоёванных им территорий. Австрии ничего не оставалось делать, как разорвать отношения с Францией и присоединиться к VI антифранцузской коалиции. Против Франции выступила также Швеция, союзница России по договору 1812 года. Такая расстановка сил позволила создать союзникам численный перевес над наполеоновской армией. К августу армии коалиции насчитывали около полумиллиона солдат (без учёта Польской резервной армии генерала Беннигсена, постоянно подходивших новобранцев, тыловых подразделений, а также корпусов, находившихся на вспомогательных театрах военных действий, при осаде крепостей, например).

Согласно Трахенбергским договорённостям все войска союзников были разделены на три армии, состав которых был интернациональным: здесь были русские, пруссаки, австрийцы, шведы, немцы и даже небольшой английский контингент.



Самой многочисленной была Богемская (или Главная) армия под общим командованием австрийского фельдмаршала Карла Филиппа цу Шварценберга (237 777 человек при 698 орудиях). Эта армия в свою очередь неофициально состояла из двух частей, собственно австрийской и русско-прусской под командованием генерала от инфантерии Барклая-де-Толли, которая подчинялась не только Щварценбергу, но и императору Александру. Армия дислоцировались на австрийской территории в Богемии в районе Будине.

Силезская армия (95 322 человека при 356 орудиях), состоящая из русских и прусских частей, под командованием прусского генерала Гебхарда фон Блюхера, находилась в районе Швейдница.

Северная армия (155 112 человек при 387 орудиях), которой, отчасти по настоянию России, предводительствовал шведский кронпринц Карл-Юхан. Большая часть этой армии была развёрнута прямо напротив Берлина.



Гебхард фон Блюхер, Карл цу Шварценберг, кронпринц Карл Юхан

Как видно, русские войска, имевшие опыт борьбы с наполеоновскими войсками в кампании 1812 года, были распределены между всеми армиями союзников, а вот главнокомандующими были назначены представители иностранных держав. В этих назначениях были учтены дипломатические и политические интересы сторон, собственно, назначение Шварценберга можно рассматривать, как уступку австрийцам с целью удержать их, как не очень надежных союзников, в коалиции. Государь несколько дней собирался с духом, прежде чем объявить об этом решении Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли. Ну, а не назначить командующим бывшего маршала Франции Бернадота, а ныне особу королевских кровей, было бы просто неприлично. К тому же не секрет, что Александр Павлович зачастую отдавал предпочтение иностранцам. Очевидно, для этого у него были собственные мотивы, тем более, что в этом нет ничего странного, если вспомнить перед кем преклонялись его дед и отец...



Первая встреча австрийского императора с императором России и королем Пруссии около Праги 18 августа 1813 года
Фридрих КАМП

Несмотря на то, что главнокомандующим над всеми армиями коалиции был поставлен фельдмаршал Карл Филипп цу Шварценберг, общее руководство осуществлялось триумвиратом - советом трёх монархов - Александром I, Францем I и Фридрихом-Вильгельмом III. Таким образом, Шварценберг должен был согласовывать свои действия, что не могло не сказаться на общем руководстве армией, так что считать его полноценным главнокомандующим было бы проблематично.

Но, безусловно, душой и лидером антинаполеоновской коалиции был русский император, без усилий которого этот союз вряд ли вообще состоялся бы. Прусский король всегда прислушивался к мнению Александра, а Франц I был не конфликтным, редко возражал, таким образом, фактически главным руководителем оставался наш государь. К тому же русский император возлагал большие надежды на французского генерала Жана Виктора Моро, давнего соперника Наполеона, прибывшего из США в Прагу в средине августа по личной просьбе Александра I.

Наполеон Бонапарт также не терял времени даром, в полной мере сумев воспользоваться передышкой, чтобы нарастить мощь своих вооружённых сил. К началу августа 1813 года они насчитывали уже около 440 тысяч солдат при 1180 орудиях (без учёта обороняющихся в крепостях по Эльбе, Гамбургского гарнизона). У французского императора было две основные армии:

- Майнская армия, в составе которой он сам возглавлял резервную армию, которая должна была подойти на помощь к тому французскому корпусу против которого будет нанесён основной удар.

- Эльбская армия итальянского вице-короля Евгения Богарне.



Портрет Иоахима Мюрата короля Неаполя
Жан-Батист-Полен ГЕРЕН

Кроме этого, император заставил-таки прибыть на театр военных действий Неаполитанского короля маршала Мюрата, который в течение всей весны торговался и вёл секретные переговоры с англичанами (надо отметить, что больше всё же не по собственному желанию, а под влиянием супруги, сестры Наполеона, Каролины) о заключении мира, объявлении королевством войны Франции и своём присоединении к стану союзников взамен на сохранение за ним неаполитанского престола. Иоахим Мюрат появился в Дрездене в первых числах августа.

Союзники планировали наступление сразу всеми армиями, поэтому одновременно боевые действия разворачивались на трёх театрах военных действий и говорить о согласованности не приходится, учитывая разделявшие их расстояния. При этом Силезская армия, расположенная в центре, должна была вести демонстративные действия, а Богемская и Северная - наносить решающие удары по флангам и в тыл противника. После объявления о завершении перемирия в течение шести дней должен был соблюдаться мораторий на пересечение демаркационной линии, установленной соглашением противоборствующих сторон. Но сердце старого вояки Блюхера, который заявлял, что настало время покончить в политической буффонадой, не выдержало и он 14 августа вторгся в нейтральные территории вокруг Бреслау, желая не упустить только что снятый крестьянами урожай, дабы он не достался врагу. Продвинувшись вперёд, Блюхер застал французов врасплох, что позволило вытеснить их за р. Бобр. Этот демарш позволил отвлечь внимание противника от русско-прусских колонн Барклая-де-Толли, двигавшихся в Богемию на соединение с армией Шварценберга. Решив, что это главная армия коалиции, Наполеон выдвинул свои основные силы против Силезской армии. В свою очередь Блюхер, значительную часть прусских войск которого, составлял ландвер, понял, что имеет дело с элитой наполеоновских войск и начал отход от реки Бобр к реке Кацбах, стараясь не ввязываться в крупные сражения.

Император же Наполеон после завершения перемирия был одержим идеей взятия Берлина и принуждением Пруссии к капитуляции. Поэтому в первую очередь он бросил на берлинское направление 70-тысячный корпус маршала Никола Шарля Удино. Под командой Удино было три корпуса: 4-й корпус генерала А.Г. Бертрана (около 20 тысяч солдат), набранный из итальянцев и немцев, 7-й пехотный саксонский корпус генерала Ж. Ренье (20-27 тысяч) и собственный 12-й корпус (20-24 тысяч). Кроме этого, в его распоряжении находилась кавалерия генерала Ж.-Т. Арриги де Казановы и артиллерия с 216 орудиями. При необходимости на помощь группировке Удино должны были прийти маршал Л.Н. Даву из Гамбурга и генерал Ж.Б. Жерар из Магдебурга на Эльбе, которые могли перехватить пути отступления Северной армии от Берлина.



Портреты маршала Удино и маршала Бернадота

Северная армия под началом шведского кронпринца состояла из двух прусских корпусов генерал-лейтенантов Ф. фон Бюлова и Б.Ф. Тауенцина (около 80 тысяч солдат), русского корпуса генерал-лейтенанта Ф.Ф. Винцингероде (около 30 тысяч), шведского корпуса генерал-фельдмаршала графа К.Л. Стединга (24 тысячи) и сводного корпуса генерал-лейтенанта Л. фон Вальмодена (22 тысячи). Большая часть армии дислоцировалась вокруг Берлина, другая часть была задействована в гарнизонах и разбросана по Пруссии. Хотя количество войск противников было сопоставимо, но тем не менее под руководством бесстрашного маршала Удино было много новобранцев и необстрелянных солдат. Наполеон допустил это, так как с презрением относился к пруссакам после 1806 года, когда, как писал Гейне: Наполеон дунул на Пруссию и она перестала существовать



Портеты прусского генерала Фридриха Вильгельма фон Бюлова и французского генерала Жана-Луи-Эбенезера Ренье
Неизвестный художник

Маршал Удино двигался на Берлин тремя разными, размытыми непрерывными дождями, дорогами, не имея связи между корпусами: по центральной шёл 7-й корпус генерала Ренье на Гроссберен, он-то и получил приказ начать наступление. 22 августа прусские части, не приняв бой, отошли на север в сторону Берлина, чтобы занять более выгодные позиции: корпус Бюлова перекрыл дорогу на Берлин за деревней Гроссберен, корпус Тауенцина - несколько восточнее от позиции Бюлова у деревни Бланкенфельд. Командующий Северной армией маршал Бернадот сначала не хотел принимать бой и приказал отступить, говорят, даже сказав при этом: Берлин! Ну, что такое Берлин? - не такой же ли город, как и другие?, чем жестоко задел патриотические чувства присутствующих прусских генералов, возмущению которых не было предела...



Штурм пруссаками церковного двора при Гроссберене, 23 августа 1813 года
Карл РЁХЛИНГ

Сражение при Гроссберене стало первым крупным испытанием после перемирия в кампании 1813 года. 23 августа Удино начал атаку позиций пруссаков силами 4-го и 7-го корпусов. Правда, боевые действия корпуса Тауенцина у деревне Бланкенфельд против французов в основном свелись к обоюдной перестрелке. Корпусу же Бюлова пришлось туго. Подошедшие после полудня саксонцы корпуса генерала Ренье с ходу взяли штурмом Гроссберен, выгнав прусский батальон. Они остановились лагерем, полагая, что бой под начавшимся дождем окончен. Но этого оптимизма французского генерала не разделял Бюлов, внезапно атаковавший Ренье и отбивший деревню назад. Гроссберен несколько раз в течение дня переходил из рук в руки. Но в конечном итоге саксонцы вынуждены были ретироваться, спасаясь в лесах под натиском преследовавшей их кавалерии. В этом сражении русские практически не участвовали, так как корпус генерала Винцингероде находился на правом фланге, тогда как Удино пытался прорваться по левому.

В это же время вечером на правый фланг союзников подошли русско-шведские корпуса Бернадота. Увидев нависшую опасность, Удино дал приказ к общему отступлению. Части генерала Жерара и маршала Даву не успели оказать поддержку войскам Удино.



Портрет Наполеона Бонапарта
Шарль Луи БАЗЕН-младший

Получив 22 августа сообщения о приближении к Дрездену Богемской армии, Наполеон понял свой просчёт, бессмысленность дальнейшего преследования Силезской армии и повернул обратно, оставив последнюю на попечение маршала Макдональда, который своими действиями должен был отрезать армию Блюхера и запереть её в Восточной Силезии, не пропуская к основному театру военных действий. Блюхер же в свою очередь, разведав об отъезде Наполеона, возобновил наступление и так же, как и французский маршал, назначил операцию на 26 августа.

Силезская армия генерал-лейтенанта Блюхера состояла из 18-тысячного армейского корпуса русского генерал-лейтенанта Фабиана Вильгельмовича Остен-Сакена на правом фланге, 38-тысячного прусского корпуса генерала Людвига Йорка в центре и 40-тысячного русского корпуса генерала от инфантерии Александра Фёдоровича Ланжерона на левом фланге.



Портреты маршала Макдональда и генерала Блюхера

Группировка маршала Макдональда включала в себя 5-й пехотный корпус генерала Жака Лористона на правом фланге, 11-й пехотный корпус генерала Этьена-Мориса Жерара, 3-й пехотный корпус генерала Жозефа Суама на левом фланге и 2-й кавалерийский корпус Ораса Себастиани. Всего до 80 тысяч солдат. Эта группировка по реке получила название Боберская армия.

Первые столкновения противоборствующих сторон произошло 23 августа при Гольдберге. Это сражение хотя и носило локальный характер, но было одним из самых кровопролитных и жарких. Первыми под неприятельский огонь попали прусские войска генерала Йорка. Во главе корпуса находилась бригада принца Мекленбургского Карла Августа.



Сражение при Гольдберге 23 августа 1813 года
Рихард КНЁТЕЛЬ

В 9 часов утра 23 августа в атаку пошли подразделения французского генерала Лористона. В результате жестокой канонады на батареи принца Карла Мекленбугского за несколько минут пруссакам был нанесён значительный урон, часть пушек вышли из строя, гранаты, попавшие в один из батальонов ландвера, навели страх на неопытных и необстрелянных ополченцев и они попросту разбежались. Двадцать четыре кавалерийских неприятельских эскадрона, пользуясь благоприятной минутой, взяли одну батарею и окружили два батальона пруссаков.



Принц Карл фон Мекленбургский возглавляет атаку прусской кавалерии в сражении при Гольдберге 23 августа 1813 года
Рихард КНЁТЕЛЬ

Принц Карл, старавшийся восстановить порядок в расстроенных войсках, едва успел спастись в каре 2 батальона Первого Восточно-Прусского полка. Со знаменем этого батальона в руке, он воскликнул: Стойте, солдаты Восточной Пруссии! и сам повел батальоны против французов. Как пишут, вдохновлённый примером брата незабвенной королевы Луизы, батальон встретил неприятеля ближним огнём и смог отразить атаку. Затем при поддержке нескольких эскадронов прусской конницы и Мекленбургского гусарского полка, которые устремились на неприятельскую конницу, батальоны принца смогли прорваться из окружения и отступить. Уже вечером, после окончания всего сражения, генерал Йорк сказал Карлу Мекленбургскому: Доселе, Ваша Светлость, Вы носили орден Чёрного Орла, в качестве шурина короля; сегодня же Вы заслужили его.

Но на этом история сражений в августе 1813 года не закончена, продолжение следует.

История России, Наполеон Бонапарт, Изобразительное искусство, История в картинках, Заграничный поход 1813 г., 1813, Александр I

Previous post Next post
Up
[]