У Александра Григорьевича Тышлера - русского и советского живописца, графика, театрального художника и скульптора сегодня 125-летний юбилей. Многим работам выпускника Киевского художественном училища и студии знаменитой Александры Экстер, а затем мастерской Владимира Фаворского во ВХУТЕМАСе присущи романтика, фантастика, иногда ирония. Театральные декорации Тышлера к постановкам в разных театрах порой чудесны, сложны и таинственны
Женщина со свечами (Из серии День рождения), 1973 год. Холст, масло. Частная коллекция, США.
Александр ТЫШЛЕР
Александр Григорьевич был человеком увлекающимся, очень любил женщин и они отвечали ему взаимностью. Первой женой художника стала подруга его сестры тихая скромная и хозяйственная Настасья Гроздова. Именно благодаря ей он выжил в трудные годы учебы во ВХУТЕМАСе в 1921 году, когда она привезла ему мешок муки, чем спасла от голодной смерти.
Портрет Анастасии Степановны Тышлер, 1928 год. Холст, масло. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Кроме того, жена была искусной модисткой, брала заказы, шила модные дамские платья и костюмы. Их комната на Мясницкой стала не только уютным гнёздышком, мастерской живописца, но и ателье портнихи. Настя заботилась о гардеробе мужа, с её помощью Тышлер всегда выглядел безукоризненно и элегантно, обычный костюм сидел на нём, как влитой. Настасья была в курсе многочисленных романов мужа, о двух его внебрачных детях от разных женщин (сыну и дочке художник помогал). А на смертном одре завещала супругу: Женись на Флоре. Она имела в виду искусствоведа Флору Сыркину, давнюю пассию Александра Григорьевича, что он и сделал... Художник посвятил жене серии работ, цикл Любовь, или Мечта о прекрасной даме. И этот портрет 1928 года у театрального художника не лишён театральности: дама с вуалью...
Девушка со сценой на голове, конец 1920-х годов. Холст, масло. Коллекция семьи Бершадеров
Эскиз декорации к спектаклю Рекруты в постановке театра ГОСЕТ, 1933 год.
Всадница. 1940-е годы. Картон, масло. Частное собрание
Девушка с домиком, 1954 год. Фанера, масло. Частное собрание
Верея. Вечер, 1956 год. Холст на картоне, масло. Частное собрание
Корабль. Эскиз театральной установки к спектаклю Мистерия-буфф, 1957 год
Букет, 1958 год. Холст, масло. Частное собрание
Серенада, 1950-е годы. Холст, масло. Частное собрание
В гамаке, 1960 год.
Портрет денди. 1960-1964 годы. Холст, масло. Коллекция семьи Бершадеров. Фонд Тышлера.
Поздравление, 1965 год. Холст, масло. Личная коллекция Владимира Спивакова
Портрет дамы, 1967 год. Холст, масло. Частное собрание
Портрет женщины с бокалом, 1967 год. Картон, масло. Частная коллекция, Бельгия
Что за диковинные сооружения на головах у дам, спросите вы. Обратимся к дневникам Юрия Нагибина:
Я понял сегодня, откуда взялась его причудливая манера, и как естественна, органична эта манера для него, насколько чужда она ломанию. Понял, почему у него все женщины, да и не только женщины, порой мужчины, дети и даже лошади носят на голове невероятные шляпы с цветами, флагами, скворечнями, а случается, так и с пиршественными столами, и даже балаганами. В мелитопольском детстве его поразили бочары, носившие на голове тяжеленные бочки. Если человек может нести запросто бочку, то почему он не может нести праздничный пирог, флаг да и всё остальное? Картины Тышлера поют всемогущество человека, который сам себе и цирк, и театр, и Ромео с Джульеттой, и балкон, и веревочная лестница. Как чист источник этого вредного и чуждого творчества, как истинно народен талант Тышлера! И сколько в этом восхищенного уважения к человеку, вернее, к людям. Сложный Тышлер на деле прост, наивен, доверчив и поэтичен, как кораблик или бумажный змей. И какая эта цельная, чистая, прямая, святая жизнь!..
Женский портрет, 1970 год. Холст, масло. Частное собрание
Девушка с флажком на голове, 1972 год. Холст, масло. Частное собрание
Ангел с голубем, 1972 год.
И как вам прелестный цирк живописи сказочника Тышлера?