Сто лет назад, 26-27 мая 1923 года, дебютировала старейшая в истории автоспорта суточная гонка на выносливость 24 часа Ле-Мана. С тех пор она стала престижнейшим соревнованием, одной из жемчужин Тройной короны автоспорта - неофициального титула победителя 500 миль Индианаполиса, 24 часов Ле-Мана и Гран-при Монако.
Плакат, посвящённый гонке 24 часа Ле-Мана 1923 года
Гонка 1923 года была задумана как демонстрация долговечности серийных автомобилей и включала машины, оснащенные крыльями, подножками, зеркалами заднего вида и клаксонами. На старт вышли 33 автомобиля, сошло с дистанции всего три.
Соревновались на деревенской трассе Сарт длиной 17 км 260 м, трассе разнообразной, состоящей из подъемов, спусков, прямых, поворотов, шпильки. В команде было два пилота, которые поперемено отдыхали, автомобиль же ехал без отдыха. Поломки на трассе гонищики устраняли самостоятельно. В гонке 1923 года участвовали в основном автомобили французских производителей, за исключением британского Bentley и двух бельгийских Excelsior. Побеждал экипаж, проехавший за сутки большее количество кругов.
Несколько фото с гонок 24 Ле-Мана первых лет
Запрещалось пополнять запас топлива или масла в машине раньше, чем гонщик проезжал 20 кругов.
Для привлечения зрителей предусматривались сеть кафе, концертная площадка с джаз-бэндами, большой танцпол, часовня и даже боксерский ринг. А об участниках первой гонки организаторы тоже позаботились. Как свидельствует выдержка из отчёта, весьма неплохо: За прошедшие выходные дни гонщики съели 150 галлонов лукового супа и 50 цыплят, а также выпили 450 бутылок шампанского и количество красного и белого вина, которое не поддается подсчетам...
Победителем же гонки 24 часов Ле-Мана-1923 стал французкий экипаж Шенар-Уолкер Рене Леонар и Андрэ Лагаш,
вторым - их сокомандники Кристиан Дювернь и Рауль Бахманн.
И сейчас, спустя сто лет, лучшие пилоты со всей планеты съезжаются во французский Ле-Ман на один и тот же трек ровно на сутки, чтобы принять участие и попробовать свои силы в этом сложном и непредсказуемом марафоне. А если вы спросите, сколько же было за столетнюю историю победителей Тройной короны автоспорта, то скажу - всего один! Мой любимый Грэм Хилл!)