Он был современником знаменитых фламандцев Питера Пауля Рубенса, Антониса ван Дейка, Франса Снейдерса, последним представителем большого стиля. Но в отличие от Рубенса и ван Дейка, получивших за труды праведные дворянские титулы, Якоб Йорданс остался всего лишь ремесленником, но именно этот ремесленник обманул время и оставил нам целую галерею незабываемых персонажей, искренних, жизнерадостных, живых и узнаваемых.
Автопортрет с родителями, братьями и сестрами, 1615 год. Фрагмент. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Якоб (Жак) ЙОРДАНС
Якоб Йорданс был старшим сыном богатого торговца тканями, учился живописи, как Рубенс и Хендрик ван Бален, у известного в своё время антверпенского исторического живописца и портретиста Адама ван Ноорта, а позже стал его зятем. Несмотря на то, что Якоб никогда не был в Италии, благодаря Рубенсу, он знал и вдохновлялся творчеством Караваджо.
Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами, 1615 год; частично переписан в 1630-х - начале 1640-х годов.
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Апостолы Павел и Варнава в Листре, около 1616 года. Государственный Эрмитаж
Мелеагр и Атланта, 1618-1619 годы. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Йорданс был разносторонним живописцем. Он автор работ на религиозные, мифологические, аллегорические и исторические сюжеты, портретов и жанровых сценок, иллюстраций народных пословиц и поговорок, рисунков, а также эскизов картонов для шпалер. А открыла для России этого наиболее яркого представителя фламандского барокко императрица Екатерина II, закупившая в 1764 году несколько полотен художника. Поэтому не удивляйтесь, что здесь представлены его работы из музеев России.
Мадонна с Младенцем в венке из цветов, около 1617-1618 годов. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Якоб (Жак) ЙОРДАНС, Андрис ДАНИЕЛЬС
Коль с губ твоих слетает жар и холод, грядёт беда...
Сатир в гостях у крестьянина, около 1622 - начало 1630-х годов. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Одна из излюбленных тем художника. В музеях мира находится порядка двадцати картин Йорданса с изображением Сатира
Портрет молодых супругов, 1615-1620 годы. Холст, масло. Музей изящных искусств Бостона
Одиссей в пещере Полифема, около 1635 года. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Многие работы Йорданса изначально были эскизами для шпалер, в том числе и эта предназначалась для серии шпалер по истории Одиссея. Но Йордансу понадобилось сделать подарок Рубенсу и он отнёс ему картину. Так что до ткачей она не дошла.
Бегство в Египет, 1640 год. Холст, масло. ГМИИ им. А.С. Пушкина
Вслед за песней стариков молодёжь щебечет, 1638-1640 годы. Холст, масло. Музей изящных искусств, Валансьен
Повар у стола с дичью, 1640-1645 годы. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Якоб (Жак) ЙОРДАНС, Пауль де ВОС
Женщина, дурак и его кот, 1641-1645 годы. Коллекция мастеров фламандской и голландской школ Эпарт
Бобовый Король пьет, 1640-1645 годы, Холст, масло. Художественно-исторический музей Вены
Христос и самаритянка, около 1650 года. Нижегородский государственный художественный музей
Павел и Варнава в Листре. Около 1645 года. Пермская государственная художественная галерея
Познай самого себя. Холст, масло. Ренский музей изобразительного искусства
Оплакивание Христа, 1950-е годы. Троицкий собор, Александро-Невская лавра, Санкт-Петербург.
Пир Клеопатры. 1653 год. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Аллегорический семейный портрет, начало 1650-х годов. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Автопортрет, около 1650 года. Холст, масло.
Якоба Йорданса будут любить всегда, как любят Рабле за торжество плоти, мощную лепку форм, неиссякаемый оптимизм, плебейскую характерность фигур на переднем плане, подчёркнутую материальность предметов. В лучших полотнах определились основы его реализма: пристрастие к колоритным крестьянским, бюргерским типам - тяжеловесным крепким фигурам, сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровые трактовки религиозных и мифологических тем. Его современники-сограждане - немного курносые, широколицые, всегда улыбающиеся. Боги античных мифов весело вплелись в толпу простых антверпенцев, делили с ними трапезу и напитки. Благоденствие, здоровье и достаток - вот три кита в живописи Якоба Йорданса, настоянные на густых тёплых красках, замешанных на солнечном свете... Сегодня Якобу Йордансу 430 лет! Обожаю!)