Советскому поэту Николаю Заболоцкому 120 лет. Один из славной когорты ОБЭРИУтов, сотрудник детской книги ОГИЗА, которым руководил Самуил Маршак и знаменитых журналов Ёж и Чиж, в которых под видом детских зачастую печатались произведения, далёкие от ребяческой наивности. При жизни вышло всего 4 тонких сборника его стихотворений. В мире Николай Алексеевич Заболоцкий известен был как талантливый переводчик и мемуарист.
Николай Заболоцкий
Будучи студентом двух факультетов МГУ - историко-филологического и медицинского - Заболоцкий внезапно всё бросил и уехал в Петроград, где поступил на отделение языка и литературы в педагогический институт имени Герцена, окончив который отслужил в армии. Писал стихи, составившие его первую книгу Столбцы, обратившую на себя внимание читателей и особо пристальное - критики. Столбцы был раскритикованы РАППом, следующий сборник Стихотворения. 1926 - 32, набранный в типографии, не был подписан в печать; журнал Звезда, с напечатанной поэмой Торжество земледелия, изъят из обращения.
Николай Заболоцкий с женой и дочерью Наташей
Заболоцкий счастливо женился, родились сын и дочь, однако практиковавшееся у друзей-обериутов потребительское и пренебрежительное отношение к женщинам, аукнулось ему на закате жизни. Николай Алексеевич начал заниматься переводами, перевел на русский Витязя в тигровой шкуре и Тиля Уленшпигеля, но 1938 году его арестовали и обвинили в создании контрреволюционной писательской организации. На допросах он не признал своей вины, видимо, поэтому и не был расстрелян. Загнанный в ГУЛАГ на лесоповал, в карьер, (сначала поблизости Комсомольска-на-Амуре, затем в Алтайлаге, а с 1944 года в ссылке в Караганде) не прекращал творить, закончив работу над стихотворным переложением Слова о полку Игореве.
А потом случился любовный пятиугольник... Супруга поэта Екатерина Васильевна в середине пятидесятых ушла от Заболоцкого к влюблённому в неё другу и соседу Заболоцких писателю Василию Гроссману, который спустя годы, написал о бушевавших в его душе чувствах к Екатерине Заболоцкой на страницах своего романа Жизнь и судьба: Ему казалось, что эта женщина, чьи пальцы он только что целовал, могла бы заменить ему все, чего он хотел в жизни, о чем мечтал, - и науку, и славу, и радость всенародного признания. Удивлённый произошедшим, одинокий и беспомощный в практических делах, Заболоцкий запил, стал раздражительным, все валилось из рук. Он попытался устроить свою судьбу, прислонившись к молодой женщине Наталье Роскиной (к тому же ещё и являвшейся почти приёмной дочерью Гроссмана, писатель опекал Наташу после гибели её отца на фронте), которая очень любила поэзию. Но ничего хорошего из этого союза не получилось, через пару месяцев они расстались. Та же судьба постигла и другую пару, Гроссман не смог покинуть свою прежнюю жену Ольгу, а Екатерине Васильевне не удалось разлюбить мужа и она вернулась к Заболоцкому за несколько месяцев до его смерти. Но итогом всех этих страданий и личной трагедии поэта цикл лирических стихотворений Последняя любовь - один из самых трогательных и проникновенных в русской поэзии.
Хорошее настроение. Николай Заболоцкий в Тарусе в знаменитой полосатой пижаме. Таруса, 1958 год
Фото Наташи Заболоцкой (из книги Никиты Заболоцкого Жизнь Н.А. Заболоцкого). Архив семьи Заболоцких
Последние два лета поэт жил в Тарусе, которую прославил в стихотворении Городок, он мечтал здесь купить дом и поселиться навсегда, но не успел. Очередной инфаркт прервал жизнь Николая Алексеевича Заболоцкого на 55 году жизни.
Click to view
Александр Суханов Можжевеловый куст
Click to view
Группа Кватро Очарована, околдована
А нам осталось творческое наследие поэта, которое с годами становится всё прекраснее.
PS: Стихи не размещаю, ЖЖ сегодня возмущается и шалит, замучилась уже...