Итак, в ходе Заграничного похода 7 апреля 1813 года Главная русская армия под начальством генерала от кавалерии Тормасова начала движение из Калиша в Силезию и Саксонию. Этот марш был достаточно приятным для наших войск. Стояла прекрасная погода, русских солдат встречали везде радушно, как освободителей и союзников.
Лейб-гвардии Конный полк в немецком городке
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ
А пока наши войска на марше любуются окружающими пейзажами, дивятся богатому убранству домов, образу жизни прусских крестьян, бюргеров и ремесленников, восхищаются красотой дородных фрау и фройляйн, несколько слов о казаках, принимавших участие в Войне 1812 года и Заграничных походах. Казаки, с детства приученные к седлу, являлись закалённой и динамичной частью русской лёгкой кавалерии, подобной которой не было в армиях никаких других европейских стран.
Русские казаки в походе
Карл Эрнст Христоф ГЕСС
Русские казаки
Джалло ГАЛЛИНА
Вооружённые пиками, саблями и пистолетами (а калмыки и башкиры имели ещё луки и стрелы) на малорослых, но быстрых и неприхотливых лошадях, они были очень мобильными, чему способствовало также отсутствие громоздких обозов (в их обозах - кошах - не было телег, а только вьючные лошади). Выносливость казачьих лошадей, способных покрывать огромные расстояния на большой скорости, была поистине легендарной.
Гравюра ХОНЕГГЕРА
Вот что писал о них сэр Роберт Кер Портер, английский живописец и путешественник: Люди крепки и пригодны к службе; их лошади производят совершенно противоположное впечатление: захудалые с виду, неуклюжие на ходу, вялые и апатичные, и каждую минуту вы ждете, что она свалится замертво под своею ношею: но это впечатление совершенно обманчиво, ибо нет животного крепче; они могут покрывать немереные расстояния в жару и холод, днем и ночью, не выказывая никаких признаков усталости.
Казаки на главной улице Берлина Унтер ден Линден
Книжная иллюстрация
Русские казаки за границей в 1813-1814 годы
Неизвестный художник
Казаки, сражавшиеся сначала исключительно в разомкнутом строю или лавой, атаковали с громким криком и гиканьем, заранее намечая себе противника. Позднее, они научились маневрировать и в сомкнутом строю и, благодаря быстроте и смелости, получив преимущество, успешно воевали против регулярной французской конницы и пехотных каре. Не избегали они и рукопашного боя.
Нападение казаков на Королевскую гвардию
Жан-Батист Эдуард ДЕТАЙЛЬ
Казаков опасались штабные офицеры, посланные на рекогносцировку, часто подвергавшиеся их внезапному нападению на открытой местности. Поэтому они предпочитали собирать сведения у местного населения, которое частенько вводило французское командование в заблуждение. Помимо прочего, казаки были очень находчивыми и способными выбраться из любых затруднений при всяких опасностях... Если им нужны артиллеристы, они сами обслуживали пушки... ничто не останавливает этих бойцов.
Французский генерал Моран с восхищением писал о казаках:
Этим диким всадникам совершенно неизвестны наши подразделения, наше правильное равнение, наша сомкнутость, которым мы придаем такое значение. Они крепко держат лошадь ногами и упираются в широкие стремена, которые служат им точкой опоры при действии оружием. Они умеют с места мчаться карьером и на карьере круто останавливаться; лошади кажутся одним телом с ними. Люди всегда бдительны, поворотливы. Нетребовательны и исполнены военного честолюбия. Какой прекрасный вид представляла французская конница, когда она стояла на берегах Немана, освещенная лучами июньского солнца, блестя золотом и сталью и полная мужества! Какое глубокое прискорбие возбуждает воспоминание о маневрах, которые ее напрасно утомляли в борьбе с казаками, ранее презираемыми, сделавшими для спасения России больше, чем все ее регулярные армии! Каждый день они появлялись на горизонте длинными линиями, а их смелые наездники подъезжали к самым нашим рядам. Мы строились и шли этим линиям навстречу; в ту минуту, как мы к ним подходили, они пропадали и перед нами оказывались только сосны и березы; но час спустя, когда мы кормили лошадей, нападение возобновлялось и опять появлялись эти черные линии, повторялись те же маневры и с теми же результатами. Таким образом, утомилась и растаяла храбрейшая и прекраснейшая конница в борьбе с людьми, которых она презирала, но которые сумели спасти родину, истинными защитниками и освободителями которой были они. Мы должны еще прибавить, что наша конница была многочисленнее казаков, что она была поддержана самой легкой и храброй артиллерией, которая когда-либо существовала! Вождь ее, предмет удивления для героев, поддерживал ее маневры самой неустрашимой пехотой; и, несмотря на это, казаки вернулись на берега Дона со славой и добычей, а все поля России были усеяны телами и оружием наших смелых несравненных воинов!
Галантный казак
Луи-Филибер ДЕБУКЮР
Казаки в Германии - развлекаются с женщинами (1813)
Георг-Эммануэль ОПИЦ
Казаки в Германии и торговка вином (1813)
Георг-Эммануэль ОПИЦ
Привал донских казаков в Германии
Книжная иллюстрация
Казачья кухня
Финард Давид Ноэль ДЬЕДОННЕ
Немаловажно, что казачьи подразделения не требовали от русского командования больших забот и затрат, так как они кормили себя и обслуживали (обмундировывали, снаряжали, вооружали и обеспечивали лошадьми) самостоятельно. Пропитание себе они добывали не только охотой, рыбной ловлей, скотоводством, но и обменом, а зачастую и экспроприацией (добычей) добра у противника и не только...
Казак со своей добычей, убегающий от погони
Георг-Эммануэль ОПИЦ
Еврейские торговцы переговариваются с казаками
Иоганн Адам КЛЕЙН
Казаки-мародеры
Иоганн Адам КЛЕЙН
Как нерегулярная конница казаки лучше всего подходили для несения сторожевой службы, ведения разведки, засад, рейдов в тылы неприятеля, налётов и стремительных атак. Во многом благодаря их действиям, обеспечивавшим победы русским войскам во время кампании на Эльбе и на Рейне и в малой войне, было достигнуто превосходство союзников над неприятельской кавалерией.
Привал казаков у ворот Амстердама в ночь на 24 ноября 1813 года
акварель Франсуа Жозефа ПФАЙФФЕРА