Будни блокадного Ленинграда, 15 марта 1943 года

Mar 15, 2023 16:16


Несмотря на тяжёлые условия культурная жизнь в городе продолжалась. Огромным событием для жителей Ленинграда стала премьера 15 марта 1943 года новой постановки оперы Пиковая дама, которую осуществил Городской театр в помещении Театра комедии. Режиссёром-постановщиком была певица Надежда Вельтер, художником - её супруг Георгий Цорн, оформлявший почти все спектакли Блокадного театра.



Афиша оперы Пиковая дама, 1943 год. Архив Мариинского театра
Премьерной афиши в архивах не нашлось, попалась летняя





Эскизы декораций к Пиковой даме, 1943 год
Архив Мариинского театра
Георгий ЦОРН



Клавдия Кузнецова (Лиза) и Василий Сорочинский (Герман), 1943 год

Дирижировал оркестром Карл Элиасберг. Юная Галина Вишневская, которая впервые слушала Пиковую даму в театре, вживую, вспоминала: Спектакль был исторический: еще не снята блокада, а в зрительный зал пришли ленинградцы - не опомнившиеся вполне от страшного голода и холода, сидят они в зале в шубах и шапках, Но вот, пришли услышать гениальное творение Чайковского. И артисты-исполнители были героями, как и зрители.



Пиковая Дама, 1943 год. Павел Болотин (Томский) и Мария Мержевская (Полина, Миловзор)
Архив Мариинского театра



Софья Преображенская, 1940-е годы
Софья Преображенская исполняла партию Графини поочерёдно с Надеждой Вельтер, певшей Графиню в знаменитой постановке Пиковой дамы Мейерхольда 1935 года в МАЛЕГОТе.
Архив Мариинского театра

Весь спектакль отпечатался в моей памяти, как на кинопленке. И сейчас вижу перед собой изможденного Германа, Лизу с обнаженными, синими и тощими, как у скелета, плечами, на которых лежит толстый слой белой пудры; великую Софью Преображенскую - графиню (такого драматического меццо-сопрано я уже за всю свою жизнь не услышу) - она тогда была в самом расцвете своего таланта. Когда они пели, изо рта у них валил пар. То волнение, потрясение, которое я пережила там, было не просто наслаждением от спектакля: это было чувство гордости за свой воскресший народ, за великое искусство, которое заставляет всех этих полумертвецов - оркестрантов, певцов, публику - объединиться в этом зале, за стенами которого воет сирена воздушной тревоги и рвутся снаряды. Галина Вишневская Галина. Москва. СЛОВО/SLOVO, 1991 год



Аркадий Лыжин (Златогор), 1943 год

Театр, Ленинград и ленинградцы, Блокада, Ленинград, 1943

Previous post Next post
Up