Наверное, трудно найти в мире человека, который не знал бы великого французского учёного Луи Пастера, которому сегодня исполняется 200 лет, ведь его плодотворная научная работа распространилась на многие сферы нашей жизни. Химик по образованию, Пастер, прежде чем придумать способ обеззараживания продуктов - пастеризацию, открыл единую - микробную - природу заразных болезней и процессов брожения и стал микробиологом.
Луи Пастер в своей лаборатории, 1885 год
Альберт ЭДЕНФЕЛЬТ
Он нашел способы борьбы с болезнями вина, пива и шелковичного кокона. Таким образом Пастер не только спас французское виноделие, которое терпело убытки от болезней вина, но внес огромный вклад в науку. Французский естествоиспытатель установил, что причиной многих заболеваний являются болезнетворные бактерии, а бороться с ними возможно с помощью прививок, то есть вакцинации. Микробиолог и химик в историю вошел как создатель вакцин. Разработал методы профилактической вакцинации против куриной холеры, сибирской язвы, бешенства. В 1888 основал в Париже Институт микробиологических исследований.
С детства юный Людовик мечтал стать профессиональным художником. Рисовать начал с 4 лет, углем и карандашом. Также вырезал деревянные статуэтки. Затем занялся живописью, писал преимущественно пастелью портреты родителей, друзей. Однако, как это часто бывает, прагматичный отец уговорил сына получить более серьёзную профессию, а живопись сделать хобби в часы досуга.
Именно благодаря своему искусству, ужасно застенчивый и наивный человек из провинции, Луи Пастер находил общий язык с людьми. Рисуя портреты директора Королевского колледжа, учителей, одноклассников он быстрее освоился в новой среде.
Далее несколько работ учёного. Они хранятся преимущественно в Музее Луи Пастера в Институте его имени.
Портрет матери Жанны Этьеннетты Пастер. 1836 год. Пастель
Луи много рисовал и карандашом: своего друга Альфреда Брешеда, его сестёр, Артемию и Отили.
К сожалению, сохранился только один портрет из этой серии
Отили Брешед, 1837 год. Литография с карандашного рисунка.
Маленький паж, карнавал в Арбуа, 1839 год. Пастель
Портрет Софи Рох, 1839 год. Пастель. Музей Пастера, Институт Пастера
Хранитель ипотечных кредитов Жан-Пьер Бландо, 1839 год. Пастель
Сестра Констанция из монастыря Бедных Клэр, 1839 год. Пастель
Портрет одноклассника Дидье Нетцера, 1840 год. Пастель
Пастер сделал литографию портрета своего большого друга Шарля Шапюи, 1841 год.
А подписал её в 1945 году: Portrait de mon camarade de philosophie, Ch. Chappuis. Fait à Besançon en 1841
Портрет доктора Фусена, 1841 год. Пастель
Портрет друга Марку, 1842 год. Пастель, литография.
Этот портрет пересёк Атлантику, когда Марку назначили профессором геологии Кембриджского университета.
Известный искусствовед Дюран-Гревиль так прокомментировал в 1880 году эту работу:
Многие из наших отмеченных наградами художников в наших салонах никогда не рисовали и не моделировали рот с такой точностью. Никто не сожалеет, что Пастер выбрал научную карьеру; но если бы он этого хотел, он бы удержался в живописи. И кто знает? Может быть, стал бы очень великим художником...
Портрет отца, Жана-Жозефа Пастера, 1842 год. Пастель. Музей Пастера, Институт Пастера
Жена Пастера, кормящая грудью младенца.
Рисунок карандашом на обратной стороне тетради с опытами
Много лет спустя, после реконструкции Школы изящных искусств, в 1863 году Луи Пастер был назначен её профессором, вёл курсы с 1865 года. Это назначение вызвало большое недоумение как среди учителей, так и среди учеников. Действительно. Что может сделать химик в Школе изящных искусств?! А ведь в то время существовали очень серьезные проблемы с сохранностью произведений искусства, как из-за потери цвета, так и из-за потемнения и разрушающего действия грибков и бактерий на полотна.
Луи Пастер занимался изучением состава красок, их красителей, растворителей и фиксаторов. Он обнаружил, что в применяемом тогда осушителе красок одним из компонентов являлся оксид свинца, который при контакте с воздухом соединялся с водородом, расщепляя его на бесчисленное количество черных частиц, которые в конечном итоге становились причиной потемнения. Вскоре после этого Пастер дал ученикам формулу своего изобретения: не содержащий свинца масляный лак, который не чернеет, и представляет собой смесь льняного масла с литаргирием. Пастер считал, что это было то самое открытие Ван Эйка, которое он унёс с собой в в могилу. Только тогда преподаватели и ученики поняли, зачем необходим химик в Школе изящных искусств.