18 (6) декабря 1892 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась двойная премьера произведений Петра Ильича Чайковского: балета Щелкунчик и оперы Иоланта, на которой присутствовал композитор, приехавший из Москвы. Накануне Чайковский сообщил в записке скульптору Илье Гинцбургу, что посетит его мастерскую .
20 (8) декабря 1892 года Пётр Ильич навестил Илью Яковлевича в его мастерской в Академии художеств, где состоялся первый сеанс позирования. Сеансы заснял генерал, флигель-адъютант императора Александра II Александр Александрович Насветевич.
Илья Яковлевич так описывал эту встречу с Чайковским в своих Воспоминаниях: Он приходил ко мне в мастерскую. Позировал он, стоя у столика, занимаясь писанием нот, и просил, чтобы во время сеанса не приходили посторонние: Я всегда стесняюсь незнакомых людей, даже когда я дирижирую, то чувствую такую робость, такую не ловкость, что для того, чтобы набраться храбрости, должен перед выступлением выпить коньяку. Статуэтка была готова в 1893 году.
Статуэтка выполнена из тонированного гипса, она небольшая, высотой 53,8 см, а ширина у подставки - 20 см. Сосредоточенный взгляд композитора, его творящая рука, небрежно сложенные листки нотной бумаги передают стремительный творческий процесс.
Ещё при жизни композитора статуэтка была представлена на Всемирной выставке - Колумбовской - в мае 1893 года, которая проходила в Чикаго. Выставка была посвящена 400-летию открытия Америки. В 1918 году Гинцбург подарил статуэтку композитору Глазунову с надписью: Душевно уважаемому Александру Константиновичу на добрую память. Илья Гинцбург. Позже этот экземпляр статуэтки оказался в Музее истории Санкт-Петербургской консерватории. Там же находится и фотография Насветевича.