В этот зимний день в кабинет к директору Саратовского авиационного завода, выпускавшему в эти годы истребители Як-1, Израилю Соломоновичу Левину вошёл высокий крепкий мужчина в кепке, который из большой холщёвой сумки стал молча выкладывать пачки денег. Закончив, он представился и сказал, что он собрал сто тысяч рублей, и хочет купить на них самолёт для фронта и передать его любому саратовскому лётчику.
Для пересчёта денег, доставленных Ферапонтом Головатым, пришлось звать помощников.
Это был крестьянин-пасечник из колхоза Стахановец Ферапонт Петрович Головатый, у которого два сына и три зятя ушли на фронт. На его руках осталось девять внуков. Мёд в годы войны был дефицитным товаром, килограмм стоил от пятисот до тысячи рублей. Ферапонт Петрович продал весь мёд, что был в хозяйстве, брали его небольшими порциями (потому мелких денег так было много).
Директор дозвонился в ВС ВВС Красной Армии, где получил разрешение на продажу: Военный Совет ВВС сердечно благодарит Ферапонта Головатого за его патриотический почин. Деньги просим внести в госбанк, в фонд обороны. Копию квитанции вручить военпреду завода, выделить один из облетанных самолетов ЯК-1, написав на фюзеляже то, что просит колхозник.
Самолет-истребитель Як-1Б в зимнем камуфляже. На борту самолета дарственная надпись
Фото Леонида ЛЕОНИДОВА
В январе 1943 года самолёт Як-1Б был передан лётчику Сталинградского фронта гвардии майору Борису Николаевичу Ерёмину.
На нём он воевал до 1944 года, потом машина пришла в негодность.
Узнав об этом, Ферапонт Петрович собрал семейный совет, на котором было решено купить ещё один истребитель. На этот раз в сборе нужной суммы участвовали также родственники и соседи-односельчане. В мае 1944 года новый ЯК-3 вновь был передан майору Борису Ерёмину, прилетевшему с фронта в Саратов. Еремин воевал на нём до дня Победы, который встретил в Праге.