Накануне авангард Третьей Западной армии адмирала Павла Чичагова под командованием генерал-лейтенанта Ефима Чаплица, преследовавший остатки французской армии, нанёс поражение арьергарду маршала Нея и захватил Вильно. При занятии города, помимо орудий, брошенных на улицах, было взято в плен около 15 тысяч человек, в том числе семь генералов, огромные запасы продовольствия в провиантских складах и магазинах и боеприпасов.
Вильно. Отступление французской армии после неудачного вторжения в Россию в 1812 году
Василий ТИММ
Несмотря на тихую размеренную жизнь горожан, слегка потревоженных приходом остатков великой армии, следы пребывания французов в городе попадались то тут, то там. Вот как живописал в своих Кратких записках статс-секретарь Александра I Шишков:
По приезде нашем в Вильну чувства мои поражены были новыми ужасами: я увидел длинную толстую, высокую, необычайнаго образа стену. Спрашиваю: что это такое? Мне отвечают, что это наваленныя одне на другия смерзшияся вместе мертвыя тела, за тем тут накиданныя, что выкапывать для зарывания их рвы, требовало бы, по причине мерзлой земли, многаго труда и времени. Больницы в Вильне наполнены были изнуренными и ранеными так тесно, что находящияся в них, не совсем еще ослабевшие, для соделания себе больше простора, выбрасывали умирающих, но еще живых товарищей своих из окон. В городе на улицах и при выходе из домов страшно было встречаться с оставшимися здесь Французами: они с бледным лицем и мутными глазами походили больше на мертвых, нежели на живых людей. Иные идучи вдруг падали и умирали; иные казались в некотором одурении так что вытараща глаза хотели нечто сказать, но испускали одни только невнятные звуки...
12 декабря в Вильно прибыл главнокомандующий русской армии генерал-фельдмаршал Михаил Илларионович Кутузов. Адмирал Чичагов во флотском виц-мундире и с кортиком встретил Светлейшего князя рапортом и поднёс ключи от города. Так как Кутузов в своё время дважды был военным губернатором Вильно и испытывал нежные чувства к своей доброй Вильне, то ещё 8 декабря он предписал не вести здесь боевые действия: ...дабы сей город при проходе наших войск не был подвержен ни малейшей обиде. Таким образом Вильно стал практически единственным городом, уцелевшим на пути от Малоярославца.
Фельдмаршал М.И. Кутузов
Алексей СЕМЁНОВ
Конечно, после тяжких трудов и лишений зимнего похода Вильна была очаровательна. Светлейший князь мечтал, что здесь его будут ждать великие почести, милости Монарха, уважение и благодарность русского народа. Вечером 12 декабря Михаила Илларионовича уже приветствовали в городском театре, где поднесли лавровый венок с надписью Избавителю Отечества. Сам же фельдмаршал больше всего радовался (в письме жене) возможности снова отдыхать в своём губернаторском дворце: в той же спальне, с теми же мебелями, как я отсюда выехал, и комнаты вытоплены для Бонапарте...