В этом царстве смерти все продвигались, как жалкие тени! Глухой и однообразный звук наших шагов, скрип снега и слабые стоны умирающих нарушали это глубокое гробовое безмолвие. Ни гнева, ни проклятия, ничего, что предполагает хоть немного чувства; едва оставалась сила умолять. Люди падали, даже не жалуясь, по слабости ли, из покорности ли, или же потому, что жалуются только тогда, когда надеются смягчить кого-либо, или думают, что их пожалеют..., - бригадный генерал Филипп Поль де Сегюр
Отступление французской армии из России в 1812 году
Ксилография по оригиналу Л. ПОТТА
Отступление французской армии из России в 1812 году (фрагмент)
Ксилография по оригиналу Л. ПОТТА
Морозы в эти дни были сильные, они достигали от 20 (-25С) до 28 (-35С) градусов по Реомюру, а по ночам стрелка термометра иногда опускалась и до 30 (-37,5С) градусов. Маршал Луи Александр Бертье докладывал Наполеону: День 8 декабря был самым роковым. Герцог Беллюнский (маршал Виктор) явился один, весь арьергард покинул его, люди гибли от холода... Артиллерия погибла вследствие недостатка лошадей. Все погибло...
Вид зимней Вильны в начале XIX века
Франтишек СМУГЛЕВИЧ
Так французская армия во главе с маршалом Мюратом добралась до Вильно, своей последней надежды, где по заверениям императора Наполеона были сосредоточены огромные запасы армейской казны, одежды, спиртных напитков и продовольствия, много артиллерии. ...Начиная с 7-го числа это была настоящая процессия на дороге во Францию ...8-го части войск стали являться в виде разрозненных стай, без оружия, одетые в лохмотья, с головой, обвязанной тряпками, чтобы защититься от холода... 9-го декабря от 9 до 10 часов утра и в течение остального дня шли все остатки армии; город был совершенно загроможден людьми, лошадьми и экипажами (бригадный генерал барон Рош Годар) Когда же литовский губернатор Гогендорф передал маршалу приказ императора Наполеона встать здесь на зимние квартиры, Мюрат воскликнул: Он сошел с ума!..
Отступление французов через Вильно
Ян Кшиштоф ДАМЕЛЬ
Жители Вильно не предполагали, в каком бедственном и жалком состоянии прибудет к ним Великая армия. Здесь было благополучно, спокойно, давали балы... Отступавшие свалились на них, как снег на голову. Поэтому, увидев толпы, услышав крики и стоны голодных и обмороженных людей, не многие решились открыть им двери своих домов, магазины и больницы. Печальное зрелище представляли тогда группы этих несчастных, бродивших по улицам, одни в бешенстве, другие отчаявшиеся, угрожая или умоляя, стараясь проникнуть во дворы домов, магазинов или тащились в больницы; и всюду их отталкивали! (Филипп Поль де Сегюр) Несчастных отовсюду выгоняли, пытаясь соблюдать формальности при раздаче продовольствия. Тем ничего не оставалось делать, как грабить. Многие французские солдаты, получив доступ к спиртному, напились до бесчувствия и замерзли насмерть на улицах. Другие, пытаясь пробраться к продовольственным складам, были задавлены в толпе.
Несчастья французов в Вильне
Неизвестный автор
Кофейня в Вильно (это картина, Фабера дю Фора, здесь нет комментариев)
Христиан Вильгельм ФАБЕР дю ФОР
И только некоторые горожане проявили сострадание и пустили этих несчастных, накормили их и обогрели. А спустя несколько часов после прихода в Вильно основных сил французов, отряд партизана Сеславина настиг у города остатки неприятельской кавалерии, разбил её и через Медницкие ворота ворвался в город. Но был отброшен сборным арьергардом под командой маршала Мишеля Нея. Русские отряды вынуждены были подождать прибытия авангарда Третьей Западной армии адмирала Чичагова под командованием генерал-лейтенанта Е.И. Чаплица. 10 декабря тех, кто ещё смог подняться и передвигаться, французские военачальники вывели из города по направлению к Ковно, оставив в Вильно на произвол судьбы большое количество раненых и больных.