День за днём. Березина. 28 ноября 1812 года

Nov 28, 2022 11:11


Утром 28 ноября французы по-прежнему удерживали оба берега реки за собой. Здесь и разыгралось сражение: на правом берегу переправившиеся французские войска маршалов Удино (который после получения ранения был заменён маршалом Неем) достаточно успешно отражали наступление войск адмирала Чичагова, а на левом берегу у Студянки войска маршала Виктора, продержавшись до вечера против войск Витгенштейна, ночью перешли реку.



Битва при Березине
Олег АВИКЕМЯН

Дальше о перипетиях этого дня продолжит свой рассказ Христиан Вильгельм Фабер дю Фор



Переправа через Березину, 28 ноября 1812 года
Христиан Вильгельм ФАБЕР дю ФОР



Переправа через Березину, 28 ноября 1812 года
Христиан Вильгельм ФАБЕР дю ФОР

С наступлением темноты на левом берегу, среди бесчисленной толпы, не успевшей перейти по мостам через реку 27 ноября, установилось спокойствие. Попытки переправиться прекратились, и все спокойно отдыхали на развалинах Студени, на склонах ее холмов, посреди огромной массы всевозможных повозок, поставленных как придется и образующих огромный круг диаметром во много сотен шагов недалеко от начала мостов. Всю округу освещали бивуачные огни. Очевидно, большинство этих несчастных, измученных страданиями, перестали чувствовать опасность, возможно, они рассчитывали на помощь корпуса Виктора, левый фланг позиций которого находился на холмах Студени, а правый упирался в Березину, прикрывая таким образом на левом берегу подходы к мостам. Кроме того, там находились тысячи больных, раненых и искалеченных, которые, будучи брошены своими сопровождающими и удерживаемые собственной беспомощностью в повозках, оказались пленниками этой негостеприимной земли.

Так прошла ночь с 27 на 28 ноября. Но 28-го с рассветом гром пушек на обоих берегах сообщил о подходе слева Витгенштейна с 40-тысячным войском, а справа - Чичагова с 27 тысячами человек, наступающими в направлении мостов. Эти звуки предвещали последний день жизни большинства несчастных. Тогда, слишком поздно, они попытались переправиться на другой берег и вновь толпой бросились к мостам, левый из которых, предназначенный для повозок, в конце концов рухнул под тяжестью и не мог быть восстановлен в этой толчее и панике.

С этого момента единственная мысль, единственная цель занимала все умы - добраться до последнего целого моста, а чтобы достичь его, необходимо было смести все, стоящее на пути: командиров, товарищей, женщин и детей, топча их ногами или сбрасывая в воды Березины, либо в огонь пожаров, пылающих между двумя мостами.

Виктор со своим корпусом, сократившимся до 6000 человек, прилагал невероятные усилия, чтобы остановить Витгенштейна. Удино, Ней и Домбровский со своими 9 тысячами отбросили Витгенштейна к Стахову, но тот, располагавший значительно превосходящими их силами, вновь стал подступать к мостам и в конце концов открыл смертоносный огонь своей многочисленной артиллерией не только по корпусу Виктора, но и по плотной толпе беззащитных людей, скоплению повозок и лошадей и по самому мосту.

Тогда беда и отчаяние этой толпы достигли своего апогея. Почти каждый выстрел неприятеля попадал в цель. Ядра и картечь проделывали бреши в этой компактной массе, крики несчастных заглушали гром пушек и свист пуль, и люди с новым пылом бросились к мосту. Вокруг мостов, словно холмы, громоздились кучи тел людей и лошадей, растоптанных или убитых огнем противника. Чтобы достичь моста, следовало пройти по ним, одновременно ведя бой. Время от времени кто-то падал в воду и крошево льда, но их место занимали другие. Наконец наступила ночь, стрельба противника стала менее точной. К девяти часам вечера Виктор со своим корпусом сумел проложить дорогу через это скопище ужаса и отчаяния. Он сумел перейти на правый берег, оставив в Студене арьергард. Многие не воспользовались этой ночью, хотя могли бы тоже перейти на другой берег. Когда утром 29-го русские вновь подступили к мостам, времени для переправы наших войск уже не было, хотя они и предприняли попытку прорваться, отчаянную, но бесполезную, так как в половине девятого по мостам был вновь открыт огонь и путь к спасению оказался отрезанным навсегда.

Та же участь ожидала бы остатки Великой армии на правом берегу, если бы Чичагов разрушил мосты в болотистой местности между Занивками и Зембином на единственном, еще остававшемся у них пути к отступлению и немедленно занял эту дорогу еще до перехода Великой армии через Березину. К счастью, он недооценил важность этой дороги. Армия пришла в Зембин, разрушила мосты и таким образом отгородилась болотами от преследовавшего ее неприятеля.

Фабер дю Фор, Наполеон Бонапарт, Березина, 1812, Хроника отступления, История в картинках

Previous post Next post
Up