День за днём. 22-23 октября. Москва.

Oct 23, 2022 11:11


Ещё во время нахождения Великой армии в Москве в районе Тверской заставы в тылу и на флангах противника проводил разведку, уничтожал мародерские банды, постоянно держал в напряжении неприятельские аванпосты партизанский отряд под командованием генерала Фердинанда Фёдоровича Винцингероде. Особенно активными были казачьи полки братьев Иловайских - Ивана Дмитриевича и Василия Дмитриевича.



Изгнание остатков наполеоновской армии из Кремля отрядом лёгкой кавалерии генерала Иловайского 22 октября 1812 года
И. ИВАНОВ


Уже утром 17 октября казаки вели бои в районе Петровского путевого дворца, а с 20 октября частенько проникали в предместья города. Оставленный в Москве Наполеоном герцог Тревизский маршал Эдуард-Адольф-Казимир-Жозеф Мортье получил приказ держаться как можно дольше в Кремле, а при отступлении взорвать его, поджечь уцелевшие здания, склады, магазины.



Портрет Маршала Мортье
Эдуард-Луи ДЮБЮФФЕ

Узнав об этом от пленных французов, генерал Винцингероде решил предотвратить варварство, в сопровождении адъютанта Льва Нарышкина и казака, которому приказал навязать белый платок на пику, направился в город к маршалу на переговоры (вместо себя он оставил старшим генерал-майора Ивана Дмитриевича Иловайского). Но был пленён пьяными гусарами и доставлен к Мортье.

Мы имели несчастие потерять превосходного, храброго начальника, генерала Винцингероде; он попал в плен вместе с бедным Львом накануне оставления Москвы. По неверным донесениям казаков они продвинулись слишком далеко вперед и, увидев поблизости неприятеля, решили действовать в качестве парламентеров; их отвели к маршалу Мортье, в то время коменданту Кремля, и, как я узнал, объявили пленными и в этом качестве увели с собой. Это настоящее бедствие как для Москвы, так и для задачи преследования неприятеля. (из письма Бенкендорфа графу Михаилу Воронцову)



Портрет генерала Фердинанда Фёдоровича Винцингероде
Джордж ДОУ

В ночь на 23 октября русский генерал с адъютантом был вывезен в ходе отступления маршала Мортье из Москвы. Когда Винцингероде представили Наполеону, то при виде этого немецкого генерала начали кровоточить все скрытые раны Наполеона; его уныние превратилось в гнев, и он вылил на этого врага всю горечь, душившую его. (из Записок адъютанта Наполеона Филиппа Поля де Сегюра) Он приказал его расстрелять, как своего подданного и изменника, благо существовал формальный повод - императорский указ, касающийся выходцев из стран Рейнского союза, к которому Гессен-Кассель, где родился Винцингероде, относился. Но потом Бонапарт отказался от этого намерения, так как в те времена это было неслыханно - расстрелять пленного генерала, и отправил его вместе с адъютантом во Францию. При следовании под конвоем между Вильно и Минском Винцингероде и Нарышкин были отбиты в результате дерзкого и решительного налёта казаков партизанского отряда полковника А.И. Чернышёва.

Но вернёмся в Москву. В ночь на 23 октября Мортье выступил из Москвы с молодой гвардией, кремлевским гарнизоном и несколькими сотнями раненых. Вслед за этим последовало три мощных взрыва. Но по какой-то причине (то ли Мортье не очень старался исполнить приказ, то ли начавшимся дождём затушило многие фитили) взрывы не привели к полному разрушению Кремля, крепость, к счастью, пострадала лишь в пяти местах. На воздух взлетели здание Арсенала, часть кремлевской стены, начались пожары в Грановитой палате, пострадали соборы, частично была разрушена Никольская башня. От начавшегося пожара сгорели все деревянные лавки Охотного ряда. Иван Великий уцелел и москвичи в этом видели счастливый знак.

Не ведая об этом, император Наполеон чуть позже писал в Париж: Кремль, Арсенал и магазины - всё уничтожено; эта древняя цитадель, ровесница началу монархии, этот древний дворец царей, подобно всей Москве, превращены в груды щебня, в грязную, отвратительную клоаку, не имеющую ни политического, ни военного значения!




Иван Дмитриевич Иловайский 4-й и Василий Дмитриевич Иловайский 12-й
Джордж ДОУ

23 октября казаки Иловайских ворвались-таки в первопрестольную и обнаружили, что французов и след простыл. Титульная картинка Иванова слегка преувеличивает события... Генерал Иловайский поручил наведение порядка в городе Александру Xристофоровичу Бенкендорфу и регулярной кавалерии, находившейся под его началом. Оставление Москвы французами на некоторое время погрузило город в полную анархию. Москва в эти дни представляла жалкое зрелище. Вокруг дымились пожары, значительно увеличивавшие масштаб бедствия и на тушение которых не было никаких противопожарных средств (и здесь аукнулось то, что Ростопчин в своё время их вывез из Москвы). Усугубляли плачевное состояние города оживившие и выползшие из своих схронов преступники, выпущенные из острогов всё тем же губернатором, а также крестьяне и поселяне Московской и соседних губерний, которые толпою устремились грабить и захватывать магазины с солью, медную монету казначейства и винные погреба... люди убивали друг друга на улицах, поджигали дома... Город был отдан на расхищение крестьянам, которых стеклось великое множество, и все пьяные; казаки и их старшины довершали разгром. Весь наш отряд, как бы затерявшийся в огромном пространстве Москвы, едва был достаточен, чтобы сдерживать чернь, вооруженную оружием, отбитым у неприятеля... (из Записок и писем генерала Бенкендорфа). Разорили Москву не столько французы, как приехавшие подмосковные крестьяне и дворовые люди (полковник Карл Толь, 29 ноября 1812 года) И таких свидетельств москвичей достаточно, к сожалению...



Портрет А.Х. Бенкендорфа
Пётр СОКОЛОВ

Надо сказать, что Александр Христофорович нашёл способ направить усилия грабителей в нужное русло. Он поблагодарил голубчиков за оперативное прибытие в Москву и помощь, приказав нагрузить подводы трупами погибших и сгоревших, которые тысячами находились в городе, и отправил их для погребения. Очень постепенно город приходил в себя...

Изобразительное искусство, 1812, История в картинках, Москва и москвичи, Отечественная война 1812 года

Previous post Next post
Up