Европейцы идут: Всего за один день бивуака все богатства этих прекрасных долин оказались вытоптанными, разворованными, уничтоженными. Прекрасный парк был вырублен, и, когда мы уходили 1 сентября, красота этого поселения была полностью уничтожена. Так было и будет всегда...
На бивуаке перед Вязьмой, 30 августа 1812 года
Христиан Вильгельм ФАБЕР дю ФОР
На бивуаке перед Вязьмой, 30 августа 1812 года
Христиан Вильгельм ФАБЕР дю ФОР
28 августа Мюрат и Даву подошли к Вязьме, маленькому городку с населением примерно 15 тысяч жителей, расположенному возле реки с тем же названием, и отбросили русский арьергард. В ночь с 28-го на 29-е противник разрушил мосты через Вязьму, поджег город, как делал раньше в Смоленске и Дорогобуже, а потом отступил в Гжатск, следуя по той же дороге и уводя с собой большую часть населения. 29-го на рассвете Коленкур, форсируя брод, вступил в город. Два батальона 25-го полка с большим трудом смогли погасить огонь и спасти три четверти домов. Вечером того же дня и мы после тяжелого марша по глубоким пескам вошли в Вязьму с 3-м армейским корпусом. Однако нам не удалось увидеть город, закрытый от нас неровностями местности. Только 30-го, когда миновали холмы и направились к мосту, который нам предстояло восстановить, нашим взорам в лучах рассвета во всей красе предстала Вязьма, с восточной роскошью ее церквей и монастырей, купола и башни которых, позолоченные поднимающимся солнцем, виднелись сквозь дым горящих домов.
Вязьма, 30 августа 1812 года
Христиан Вильгельм ФАБЕР дю ФОР
Утром 30 августа мосты через Вязьму были наконец восстановлены, мы оставили наш бивуак и прошли через город, самая красивая часть которого превратилась в пепел. Вот уже несколько дней император стал чаще появляться в войсках. Так это бывало всегда, когда он планировал новое сражение. Мы заметили его сидящим возле одного из крайних домов в восточном предместье. Перед ним проходили войска, а он, окруженный свитой, разговаривал с каким-то русским дворянином.
После полуторачасового марша мы заняли позицию на правом фланге, радом с основными силами, и там разбили бивуак.
На бивуаке, 31 августа 1812 года
Христиан Вильгельм ФАБЕР дю ФОР
На бивуаке, 31 августа 1812 года
Христиан Вильгельм ФАБЕР дю ФОР
За Вязьмой местность становилась более плодородной. Наш марш на Гжатск привел нас в цветущие долины, где стояли добротно построенные деревни. Русские не сожгли их при отступлении, но это их не спасло: большая часть построек исчезла в потоке прокатившегося через них отступления Великой армии.
3-й армейский корпус остановился 31 августа на привал слева от большой дороги, в полях, покрытых золотом хлебов, рядом с большой деревней. Господский дом был занят штабом маршала Нея. Поля, возделанные с таким трудом, чистые и веселые дома, красивая усадьба, хотя и построенная из дерева, согласно обычаям этой страны, с великолепным парком, свидетельствовали о достатке хозяина деревни и ее обитателей. При нашем приближении все это было брошено. Всего за один день бивуака все богатства этих прекрасных долин оказались вытоптанными, разворованными, уничтоженными. Прекрасный парк был вырублен, и, когда мы уходили 1 сентября, красота этого поселения была полностью уничтожена.