Он мог стать потомственным ювелиром, овладев искусством отца, зарабатывать хорошие деньги, а затем, разбогатев и на этом успокоившись, навсегда затеряться в истории. Но Гений так поступить не мог. А потому, забросив мастерскую серебряных дел мастера в Нюрнберге, Альбрехт Дюрер выбрал иную судьбу. Он странствовал, развивал свой талант и искал совершенства, которого достиг не только в живописи, но и гравюре, рисунке, философии и теории искусства.
Автопортрет, 1498 год. Прадо, Мадрид.
Надпись справа под окном: Это я писал с самого себя. Мне было 26 лет. Альбрехт Дюрер
Во времена Дюрера в Германии не было принято писать автопортреты и юный Альбрехт вряд ли мог видеть их образцы. И именно ему было суждено стать пионером этого жанра, который в дальнейшем получил широкое распространение европейском искусстве.
Автопортрет в возрасте 13 лет, 1484 год. Серебряный карандаш. Альбертина, Вена
В правом верхнем углу сделана надпись: Я сам нарисовал себя в зеркале в 1484, когда я был еще ребенком. Альбрехт Дюрер.
Это трогательное лицо с по-детски пухлыми щёчками и широко открытыми глазами, эти выпуклые глаза, похожие на глаза хищной птицы, способные рассматривать солнце, не моргая. Рисунок в этом месте несколько неумелый. Серебряный карандаш, более подходящий для кропотливой точности эскизов золотых дел мастера, резко очерчивает изгиб век, блики глазного яблока. Взгляд сосредоточенный и почти галлюцинирующий, что, возможно, вызвано некоторой неловкостью юного рисовальщика, а возможно, поразительной интуицией, которая уже тогда была отличительной чертой характера маленького Дюрера. Лицо повёрнуто на три четверти, обнаруживая нежный овал полных щек, нос с горбинкой, похожий на клюв. В лице мальчика есть какая-то нерешительность и незавершённость, но нос и глаза свидетельствуют об исключительной индивидуальности автора, уверенного в себе, хозяина своей души и судьбы, - так описал первый автопортрет Дюрера историк искусства Марсель Брион
Автопортрет с повязкой, 1491 год. Перо, чернила
Автопортрет с этюдом руки и подушки, 1493 год
Эта работа двусторонняя, на оборотной стороне Дюрер сделал серию набросков подушек,
исследуя влияние света на складки в манере, напоминающей драпировку.
Шесть этюдов подушек, 1493 год
Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1893 год. Лувр, Париж
Автопортрет, 1500 год. Старая пинакотека, Мюнхен
Ещё эту работу называют Автопортретом в одежде, отделанной мехом, Автопортретом в возрасте 28 лет,
Автопортретом в шубе
Последний из трёх живописных автопортретов Дюрера, его считают самым личным, сложным и знаковым из всех автопортретов художника. Впервые художник изображает себя анфас, что было не принято в то время для светских портретов, это была прерогатива святых. Обращает на себя внимание внешнее сходство с принятыми в то время в искусстве изображениями Христа.
Автопортрет в обнаженном виде, 1509 год
Тонированная зелёная бумага, итальянский карандаш, тушь, белила, рисунок пером и кистью
Самый откровенный автопортрет художника и cкорее всего первый в таком роде.
Автопортрет, 1522 год
Этот набросок Альбрехта Дюрера, изображающий его спленомегалию, из письма, написанного им доктору, чтобы помочь ему поставить диагноз. Вверху сделано пояснение: Там, где жёлтое пятно и куда указывает мой палец, там у меня болит.
Автопортрет в образе скорбящего, 1522 год. Рисунок графитным карандашом на сине-зеленой грунтованной бумаге.