Будни блокадного Ленинграда. 15 апреля 1942 года.

Apr 15, 2022 11:11


15 апреля 1942 года в 6.30 утра, спустя четыре месяца после того, как из-за нехватки электроэнергии в декабре 1941 года было остановлено движение трамваев в блокадном Ленинграде, раздались трамвайные звонки, возвестившие о том, что в город вернулся любимый всеми жителями транспорт. Люди не сдерживали улыбок, некоторые плакали.



Открыто движение трамваев в блокадном Ленинграде. 15 апреля 1942 года

По расчищенному Невскому проспекту пошел первый вагон трамвая. Люди бросили работы, смотрели, как дети на игрушку, на бежавший по рельсам вагон, и вдруг раздались аплодисменты десятков тысяч. Это ленинградцы овацией встречали первый воскресший вагон. А вожатая вела вагон и стряхивала слезы, которые набегали на глаза. Но это были слезы радости, и она вела вагон, и плакала, и не скрывала этих слез. Николай Тихонов Ленинградские рассказы



Расчистка путей, март 1942 года. ЦГАКФФД СПб

Работа трамвайщиков не прекращалась после остановки движения: ремонтировались вагоны, трамвайные пути, поддерживалась в рабочем состоянии материальная база, были брошены силы на восстановление около 150 км контактных сетей. 8 марта по городу пошли грузовые трамваи. С их помощью шла очистка города от мусора, снега и отбросов.

Для немцев пуск трамвая в городе был полной неожиданностью. Один из пленных немцев вспоминал: Там, над Ленинградом, по тучам бегали какие-то странные голубые вспышки. Не ракеты, нет, нечто совсем другое! Черт возьми,... они пустили трамвай! В Ленинграде, на седьмом месяце блокады?!.. Зачем же мы мерзли здесь всю зиму?.. Зачем мы кричали о неизбежной гибели жителей города, о нашей победе, если они пустили трамвай?!



И видимо от злости, они постоянно обстреливали трамвайные маршруты, что приводило к жертвам как среди работников, так и пассажиров. А трамваи ведь не только перевозили пассажиров под бомбежками, но и доставляли нужные грузы в самые опасные районы, расположенные практически на линии фронта, обеспечивая нужды городских служб. Чтобы снизить потери, вагоны подвергались тщательной светомаскировке, во избежание пристрелки, периодически переносились места трамвайных остановок из одного места в другое и чередовалось движение вагонов по разным параллельным линиям.



Мемориальная доска, посвящённая подвигу трамвайщиков блокадного Ленинграда, установленная
на здании Выборгской трамвайной подстанции на Лесном проспекте, 28 в Петербурге

15 апреля 1942 года. Прекрасный теплый день. На обратном пути из школы папа и я погрелись у стены дома. Солнце печет замечательно. Слушали сильнейший обстрел города. Очевидно, немцы, прослышав о постановлении Исполкома Ленгорсовета о восстановлении трамвайного движения по некоторым маршрутам, вознамерились в первый день хождения трамвая победокурить. Один из номеров идет до Новой Деревни, и это, несмотря на слабость в ногах, пробуждает в голове некоторые желания и планы. Я думаю, например, в выходной день поехать до кольца и погулять где-нибудь у Островов. Возьму с собой рогатку, банку для живности из прудов. Из Блокадного дневника Миши Тихомирова

Блокадные скорбные были..., Вторая мировая война, Блокада, 1942, Ленинград, Ленинградцы, Дневники

Previous post Next post
Up