27 января 1895 года в рамках бенефиса балерины Пьерины Леньяни в Мариинском театре Санкт-Петербурга состоялась премьера полной версии балета композитора Чайковского Лебединое озеро в постановке Мариуса Петипа и Льва Иванова. Прижизненная постановка первого балета Петра Ильича в 1877 году потерпела фиаско и вызвала шквал критики, чтобы спустя десятилетия стать визитной карточкой советского балетного искусства.
Click to view
Сначала ничто не сулило спектаклю славной судьбы. В день первой премьеры балета в феврале 1877 года его успех был более чем скромным. И только сумевший в прямом смысле напустить туману (используя пар), декоратор московского Большого театра главный специалист по сценической машинерии Карл Вальц чувствовал себя триумфатором... А самокритичный Пётр Ильич и вовсе заявил: Чистая дрянь, вспоминать о ней без чувства стыда не могу.
Одетта Пьерина Леньяни
Вера Трефилова чёрный лебедь, Мария Пильц белый лебедь
Неудачный опыт постановки балета привёл к тому, что о нём благополучно забыли и только после смерти композитора опытный капельмейстер Мариинки Дриго скомпоновал из музыки Чайковского новое произведение, а взявшиеся за хореографию Лев Иванов и Мариус Петипа, сделали из Озера конфетку. Они вставили в свой балет несколько cуперкомпозиций, обеспечивших ему непреходящую любовь публики и первое место в мировом репертуаре. Иванов сочинил танцы лебедей и белое адажио. Петипа ответил характерной сюитой и черным па-де-де. С момента этой премьеры спектакль был признан лирической вершиной и визитной карточкой русского балетного театра. А также государственным символом и частью официального протокола. Озером потчевали делегатов партийных съездов и глав иностранных государств, его исполняли в дни похорон генсеков, стихийных бедствий и путчей...
Click to view