Ты первая заполнила одиночество моей жизни... Я был для других как пророк, всегда сильный и радостный, для которого не существовало страдания, но сам я замерзал... Я нашел на Земле женщину... На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь, - писал своей супруге Кузьма Петров-Водкин русский советский живописец, график, сценограф, теоретик искусства, литератор и педагог.
Автопортрет, 1918 год
Творческая судьба сына сапожника и горничной, бывшей крестьянки, выходца из провинциального захолустья, Кузьмы Петрова-Водкина сложилась достаточно счастливо. Получив на родине азы живописного искусства, благодаря ходатайству и материальной помощи барыни Казарьиной, юноша смог получить хорошее художественное образование в Санкт-Петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица, а затем и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова.
На стыке веков и начале 1900 годов художник смог побывать за границей: в Германии, Италии, во Франции и Африке. В общем всё у него было хорошо, кроме личной жизни. Ему уже было двадцать восемь, а полюбить ещё было не суждено
Портрет жены, 1906 год. Таллин, музей Кадриорг
Свою будущую жену Марию-Жозефину художник приглядел во время пребывания в Франции. На три месяца он поселился в недорогом, но очень уютном пансионе, в местечке Фонтонэ-о-Роз под Парижем. Дом был увит цветущими розами, хозяйка пансиона Жозефина Йованович отвела художнику из России очень светлую комнату с окнами в сад. Тосковавшего по уюту, одинокого Петрова-Водкина привлекли домашняя обстановка, доброжелательное отношение, царившие здесь. Он был очарован дочерью хозяйки пансиона Марой, мечтавшей стать певицей, знакомство с которой изменило дальнейшую судьбу художника.
Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной, жены художника, 1907 год
Автопортрет, 1907 год
Художник каждый день ездил в Париж в Академию Коларосси, а вечером, вернувшись, за ужином рассказывал о родине и о себе. И постепенно молодые люди сблизились. Для начала Кузьма Сергеевич попросил разрешения написать портрет девушки, а затем уже на третьем сеансе осмелился сделать ей предложение: Мадемуазель Мари, не согласитесь ли вы стать моей женой? Взволнованная барышня, ничего не сказав, убежала в сад. Но уже в ноябре 1906 года молодые люди отпраздновали гражданскую свадьбу, расписавшись в мэрии, и переехали жить в Париж. Ты первая заполнила одиночество моей жизни... На нашем небосклоне взошло солнце, мы заключены один в другом. Наши сердца открыты друг для друга. Теперь мы перенесем все, что пошлет нам жизнь, так как нас двое и нам нечего страшиться на Земле ни за себя, ни за нашу любовь, - так трогательно писал художник своей Маре из Африки, куда отправился в путешествие через год после свадьбы.
Набросок портрета жены
Портрет жены художника, 1912 год
В 1910 году Петровы-Водкины переехали на родину художника, в город Хвалынск Саратовской области. Там пара хотела обвенчаться, но священник им отказал. так как: Мара была католичкой, а Кузьма - православным. Тогда Петров-Водкин в обмен на проведение обряда пообещал расписать потолок Крестовоздвиженской церкви, и 28 августа их все-таки обвенчали. Мара получила имя Мария Федоровна. Обещанную роспись «Распятие Христово» Кузьма Сергеевич выполнил, а число 28 с тех пор считал счастливым.
Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной, жены художника, 1912 год
Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной, 1913 год
Портрет жены и автопортрет, 1913 год
Портрет жены художника, 1921 год
Портрет дочери художника, 1923 год
Отцовство, по словам художника, вознесло его на небеса. Елена была поздним и долгожданным ребенком, она появилась на свет после 16 лет брака. Кузьма Сергеевич был буквально одержим этой проблемой. Когда прямая медицинская помощь не помогла, он стал заклинать небеса своим искусством. Его многочисленные мадонны и кормящие работницы - не что иное, как послания Космосу.
Роды были тяжелейшими. Больная и плохо переносившая беременность Мара подписала бумагу о том, что в случае критического выбора она настойчиво требует спасать жизнь ребенка, а не её собственную. Три месяца после родов она провела в больнице, ещё долго не вставала с постели, и всё это время Петров-Водкин ухаживал за ребенком, кормил, купал, отдавая всю настоянную на ожидании крепкую родительскую любовь и энергию. Он бросил преподавательскую деятельность, чтоб увезти девочку в деревню.
Портрет Н.Л. Кальвайц, 1922 год. Кузьма Петров-Водкин
Но жизнь она такая штука... Всякое случается. Пока Кузьма Сергеевич ездил по Туркестану, одинокая, отдавшая всю жизнь мужу Мара пригласила свою подругу Натюню (польскую пианистку Наталью Леоновну Кальвайц) пожить с ней. И весёлая, искренняя, с лёгким уживчивым характером Натали скоро смогла создать живую, радостную, полную романтизма, жизнь а доме Петровых-Водкиных, став не только членом семьи, но и матерью ещё одной дочери художника, Марии, которая появилась на свет через пять месяцев после рождения Ленушки. Некоторое время все жили в одной квартире, Марии Фёдоровне было неприятно, она очень переживала, но терпела и помалкивала. Но вскоре яркий, декадентский, мучительный тройственный союз стал невыносим. Благо Кузьме Сергеевичу очень удачно летом 1924 года подвернулась заграничная командировка от Академии художеств и он с женой и Лёнушкой выехал через Ригу во Францию. У Натали же хватило ума не ждать у моря погоды и не разрушать жизнь подруги и она с дочерью уехала к родителям в Польшу, где её следы затерялись...
Автопортрет, 1923 год
Портрет жены художника
Портрет Марии Фёдоровны Петровой-Водкиной, 1925 год. Бумага, тушь, кисть. ГРМ
Ленушка в кровати, 1926 год
Портрет дочери (Ленушка), 1926 год. Дерево, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Семейный портрет (Автопортрет с женой и дочерью) 1933 год. Холст, масло. Государственный художественный музей ХМАО-Югры
Последний, прощальный портрет жены, написанный маслом, 1934 год
Петровы-Водкины прожили вместе 32 года, после смерти мужа, скончавшегося от туберкулёза лёгких, Мария Фёдоровна написала воспоминания Мой великий русский муж, в которых тепло и сердечно рассказала об их совместной жизни. Дочь Петровых-Водкиных Елена Кузьминична Дунаева вспоминала: Мама близко и остро чувствовала искусство отца, его творческие и повседневные заботы. Часто она была камертоном, к которому отец очень внимательно и доверительно прислушивался... Стремясь сохранить наследие художника, Мария Фёдоровна констатировала: С чистым сердцем я могу сказать, что сдержала клятву, данную мужу. Я нашла возможность жить для него и после смерти...
Мария Фёдоровна передала в дар музею родного города художника Хвалынску фотографии, письма, личные вещи, графические и живописные работы, всего более 90 экспонатов. Она сумела найти в Швеции пропавшие картины мужа, в том числе Купание красного коня. Полотна вернули в Москву и поместили в Третьяковскую галерею, где они хранятся до сих пор.