После окончания Заграничного похода русской армии 1814 года и вступления союзных войск в Париж, Российская империя и её подданные начали готовиться к встрече победителей. Уже в апреле было созвано экстренное заседание Сената, которое разработало обряд торжественной встречи победителей. В числе прочих было принято решение об установке триумфальных ворот на Петергофской дороге, по которой в Санкт-Петербург должны были прибыть войска.
По всей стране начался сбор пожертвований на их строительство. Проектирование трёхпролётной триумфальной арки начал архитектор Василий Петрович Стасов. Однако завершить строительство по такому проекту в столь короткий срок из-за быстрого возвращения войск было не реально. Поэтому за основу приняли проект Джакомо Кваренги, как технически более легко осуществимый. Калинкин мост и въездные каменные ворота было решено украсить живописью и скульптурой. Для местоположения Триумфальных ворот избрали место неполадёку от речки Таракановой (впоследствии Екатерингофки)
Триумфальные ворота.
Акварель Карла БЕГГРОВА с его же литографии по рисунку К.Ф.Сабата и С.П.Шифляра. 1820-гг.
Триумфальные ворота
Нарвские ворота были созданы Кваренги по мотивам древнеримской однопролётной арки, которая чётко прорисовывалась на фоне неба. Её украшали двенадцать колонн, подчёркнутых скульптурным убранством. Между колоннами на главных и боковых фасадах располагалось шесть статуй античных воинов с перунами (молниями) и венками в руках; над колоннами высились фигуры гениев Победы, аттик был декорирован шестью барельефами с батальными сценами. Венчала арку колесница, запряжённая шестёркой лошадей и управляемая крылатой, стоящей во весь рост, богиней Славы, награждавшей победителей лавровым венком. В тимпанах над аркой помещались барельефные фигуры летящих слав. Весь скульптурный декор триумфальной арки был исполнен скульптором Иваном Теребенёвым, автором карикатур на Наполеона Бонапарта.
Стройная и строгая арка была построена из дерева и алебастра всего за один месяц. По обеим её сторонам были сооружены четыре деревянные гостевые трибуны, амфитеатры для музыкантов, певцов и военных оркестров. Особые галереи предназначались для императорской фамилии, вельмож и именитого купечества. Вдоль дорог оставили место для встречающих войска горожан.
Вид Триумфальных ворот, воздвигнутых в честь Российской императорской гвардии и торжественное её восшествие в Санкт-Петербург 30 июля 1814 года
Иван ИВАНОВ
Возвращение Санкт-Петербургского ополчения. 1814 год
И.А. ИВАНОВ
Российские войска в 1814 году прошли торжественным маршем под Триумфальной аркой 4 раза: 11 августа, 20 сентября, 30 октября, 5 ноября 1814 года. Лейб-гвардии полки Преображенский, Семёновский, Измайловский, Егерский, Гвардейский морской экипаж, две роты гвардейской артиллерии, возвратившиеся из славного своего похода, вступили в сию столицу. Они проходили через Триумфальные ворота, воздвигнутые от города в честь и славу великих подвигов, возвративших мир Европе... Ввечеру город был иллюминирован (писала газета Северная пчела 12 августа).
20 сентября здесь прошли лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, 30 октября полки конной гвардии, кавалергарды, 5 ноября лейб-гвардии Казачий полк. Таким образом, отсутствовавшая практически полтора года и победившая Наполеона Бонапарта, русская армия с триумфом возвратилась на родину.
Естественно, такие наспех выполненные ворота быстро обветшали и были заменены по указу императора Николая I: Триумфальные ворота на Петергофской дороге... соорудить из мрамора, гранита и меди. Мы знаем их как Нарвские ворота