Листая письма. И шампанского бутылку...

Aug 04, 2021 11:11


Однажды летом 1830 года друзья-товарищи Александр Сергеевич Пушкин и Пётр Андреевич Вяземский заключили пари: какая судьба постигнет Огюста Жюля Армана Мари де Полиньяка, французского министра иностранных дел и премьер-министра при короле Карле Х. Пушкин считал, что Полиньяк будет предан смертной казни, Вяземский - что дело ограничится тюремным заключением в крепости. Ставкой была бутылка шампанского.



Александр Сергеевич Пушкин и Пётр Андреевич Вяземский


Князь де Полиньяк, ультрароялист, убежденный противник свободы печати и либеральных реформ, решил пересмотреть конституционную Хартию, дарованную французам в 1814 году королём Людовиком XVIII, и фактически уничтожить во Франции конституционную монархию. Все эти меры были изложены в ордонансах, опубликованных 26 июля 1830 года. Они вызвали взрыв негодования среди населения страны, как впоследствии писал Шатобриан: еще одно правительство в здравом уме и твердой памяти решило спрыгнуть с башни собора Парижской богоматери. И стали причиной Июльской революции. Карл Х бежал, а министры его правительства, в том числе и Полиньяк, были обвинены в государственной измене и преданы суду палаты пэров.



Арман де Полиньяк. Гравюра Франсуа Серафина Дельпеша

Вот судьбой бывшего премьера Франции и озаботились Пушкин и Вяземский. Несмотря на то, что Пушкин вскоре отбыл в Болдино, он интересовался процессом во Франции. Месяц я здесь прожил, не видя ни души, не читая журналов, так что не знаю, что делает Филипп и здоров ли Полиньяк (из письма от 29 сентября 1830 года Петру Плетневу).
Не знаю, что делается на белом свете и как поживает мой друг Полиньяк. Напишите мне о нем, потому что здесь я газет не читаю (из письма от 11 октября 1830 года Наталье Николаевне Гончаровой).
... о Лизе голенькой не имею никакого известия. О Полиньяке тоже. Кто плотит за шампанское, ты или я? Жаль, если я (из письма от 5 ноября 1830 года Петру Вяземскому).



Палата пэров. Суд над министрами правительства Карла X 15 декабря 1830 года
Феннер Сирс. Гравюра. 1831 год

Суд состоялся с 15 по 21 декабря 1830 года. Несмотря на то, народ настоятельно требовал смерти министров и угрожал отомстить пэрам в случае, если они проявят излишнюю мягкость, пэры приговорили министров к пожизненному заключению, а Полиньяка еще и к гражданской смерти, то есть к поражении во всех гражданских правах, включая право собственности. Шесть лет спустя, 29 ноября 1836 года он был помилован, но выслан из страны на 20 лет.

Так что бутылку шампанского Александр Сергеевич проиграл. О чём ему и сообщил Пётр Вяземский в предновогоднем письме от 1 января 1931 года: Милости просим, приезжай, да прошу привезти с собою Полиньяковское шампанское... С новым годом не поздравляю... До свидания. Воля твоя, Мартиньяк и я правы, а ты и Камера депутатов не правы

Наше Всё, ЖЗЛ, Письма, Александр Пушкин, Дневники

Previous post Next post
Up