Если вид из окна превосходит все ваши ожидания, наверняка вы стоите не у окна, а у моей картины, - так шутил Жан Батист Камиль Коро - французский живописец-пейзажист, портретист и гравёр, один из самых успешных художников эпохи романтизма, оказавший влияние на импрессионистов, которому сегодня исполнилось бы 225 лет.
Автопортрет сидя за мольбертом, 1825 год
Жан Батист Камиль Коро полностью смог посвятить себя живописи только в 26 лет, до этого безропотно исполняя волю отца, пытаясь работать приказчиком при торговце сукна. Такие порядки были в семье мелких буржуа. Родители Коро держали модную мастерскую на улице Бак и в эпоху Реставрации одеваться у Коро было бонтоном. Коро-старший изготавливал парики и усы, а его жена была модисткой. Они считали, что выбрали сыну практичную профессию, но у Жана настолько всё валилось из рук, что на него вовсе со временем все махнули рукой... Отец смирился с выбором сына стать художником и даже стал его спонсировать.
Пейзаж в Арле-дю-Нор,
Шартрский собор, 1830 год. Лувр, Париж
Вид близ Вольтерры, 1829 год. Национальная галерея Лондон.
Камиль Коро поступил на работу в мастерскую Мишалона, известного мастера исторического пейзажа, а затем к его ученику Бертену. Но молодому художнику не нравились закоренелые подходы к живописи, которые были у преподавателей. Настоящую художественную свободу он ощутил только когда отправился в Италию. Именно там появились его первые серьёзные работы. Коро продолжил писать пейзажи и во Франции, много путешествовал по стране, приглашая природу к себе в гости. Постепенно он всё больше работал со светом и тенью, появилась его фирменная прозрачно-серебристая дымка, жемчужность полотна.
Авиньон с запада, 1836 год. Национальная галерея Лондон
Пейзаж с озером и лодочником, 1839 год. Гетти Музей
Буковое дерево. Кардиффский музей
Мельница на Монмартре, 1945 год. Женевский музей искусства и истории
Лес Фонтенбло, 1846 год. Музей изящных искусств, Бостон
Живопись Коро оказала большое влияние на импрессионистов, он писал и удивительные портреты, картины на мифологические и библейские темы, но при этом ему приходилось прорываться сквозь стены критики. Поначалу его новаторскую технику не понимали и не принимали. Большую роль сыграла публичная похвала со стороны Бодлера. Как-то он сказал, что картины Коро свободны от педантизма. Французское общество сразу же обратило взоры в сторону Камиля Коро, им заинтересовались коллекционеры, его, наконец, признали критики. А он продолжал творить и по мере нарастания капитала, занимался благотворительностью, помогал бездомным, детям и даже купил дом художнику Оноре Домье, который ослеп и остался без средств к существованию...
Портрет Леона Огюста Адольфа Белли, 1858 год
Ветряная мельница 1855-1865. Частная коллекция
Женщина с жемчужиной, 1868-1870, Париж Лувр
Порыв ветра, 1870 год
Автопортрет, 1840 год.
За всю свою долгую жизнь художник написал более трёх тысяч полотен, большинство из которых пейзажи. Месье Коро - единственный и исключительный художник вне всяких жанров и школ; он ничему не подражает, даже природе. Сам он неподражаем. Ни один художник не наделен таким стилем и не умеет лучше передать идею в пейзаже. Он преображает все, к чему притрагивается; он овладевает всем, он никогда не копирует и даже, когда он пишет с натуры, - он творит. Претворяясь в его воображении, предметы облекаются в обобщенную прелестную форму; цвета смягчаются и растворяются; все становится светлым, юным, гармоничным. Коро - поэт пейзажа (французский критик Эдмон Абу, 1855 год)