С 11 по 28 июля 1891 года в усадьбе Ясная Поляна гостил Илья Ефимович Репин. Как писала без особого энтузиазма по этому поводу в дневниках Софья Андреевна Толстая: Жили ровно, благополучно, без гостей, без событий, без радости и горя. Только похворали меньшие дети жаром на одни сутки каждый. Сегодня приехал Репин и Кузминский. Чуть позже в усадьбе появился и молодой скульптор Илья Яковлевич Гинцбург.
В этот приезд Репин изваял бюст Толстого, который хранится в Государственном музее Л.Н. Толстого в Москве
Чтобы проверить портретное сходство, Илья Ефимович попросил сфотографировать писателя рядом со своей скульптурой.
Л.Н. Толстой рядом со своим скульптурным изображением работы И.Е. Репина
Кроме бюста, Репин набросал несколько рисунков
Л.Н. Толстой за работой у круглого стола. 1891 год. Бумага, графитный карандаш. ГРМ
Л.Н. Толстой, 1891 год. Бумага, графитный карандаш. ГРМ
Толстой за работой, 1891 год. Бумага, графитный карандаш. ГРМ
И написал два портрета
Лев Николаевич Толстой на молитве. Этюд портрета 1891 года. Государственный Русский Музей
Толстой за работой в кабинете под сводами, 1891 год. ГРМ.
При написании этой картины Илья Ефимович работал вместе со скульптором Гинцбургом. Последний вспоминал: Толстой уже сидел в своей комнате у окна и писал. Меня поразила обстановка, в которой он работал: старинный подвал напоминал средневековую келью схимника; сводчатый потолок, железные решетки в окнах, старинная мебель, кольца в потолке, коса, пила, - все это имело какой-то таинственный вид. Толстой, в белой блузе, сидел, поджав ногу, на низеньком ящике, покрытом ковриком, напоминая в этой обстановке сказочного волшебника
Лев Николаевич в свою очередь просвещал гостей в вопросах искусства и, в частности, скульптуры: Вот вы скульптор, а я скульпторов не люблю, потому, что они принесли много вреда искусству и людям; они занимаются тем, что вредно. Они наставили по всей Европе памятников, хвалебных монументов людям, которые были недостойны и человечеству вредны. Все эти полководцы, военачальники, правители только одно зло делали народу, а скульпторы их воспевали, как благодетелей. Но главная неправда та, что, увековечивая их, скульпторы представляли многих из них не в том виде, в каком они на самом деле были. Людей слабых, выродившихся и трусливых они представляли всегда героями, сильными и великими; человека малого роста, рахитичного они представляли великаном с выпяченною грудью и быстрыми глазами, - все ложь и неправда. Скульпторы находились на жалованье у сильных мира и угождали им. Такого позора и в такой степени мы не видим ни в одном искусстве.
Л.Н. Толстой за работой, 1891 год. Бронза. Государственный музей Л.Н. Толстого
Илья Гинцбург
Результатом трудов скульптора стал бюст писателя, изображавший его за столиком на низком табурете,
поджавшим ногу и склонившим набок голову. Стасов считал этот бюст лучшим бюстом Льва Николаевича.