Он мог стать потомственным ювелиром, овладев искусством отца, зарабатывать хорошие деньги, а затем, разбогатев и на этом успокоившись, навсегда затеряться в истории. Но Гений так поступить не мог. А потому, забросив мастерскую серебряных дел мастера в Нюрнберге, Альбрехт Дюрер выбрал иную судьбу. Он странствовал, развивал свой талант и искал совершенства, которого достиг не только в живописи, но и гравюре, рисунке, философии и теории искусства.
Автопортрет, 1489 год. Прадо, Мадрид.
Но прославился Дюрер прежде всего как мастер гравюр, которые благодаря его таланту стали считаться искусством, а не ремеслом. Он предпочитал две техники: ксилографию, или высокую гравюру по дереву, и гравюру резцом по меди - так называемую глубокую.
Автопортрет в возрасте 13 лет, 1484 год. Серебряный карандаш. Альбертина, Вена
Впоследствии Дюрера назвали основоположником искусства немецкого Возрождения. Он был художником методичным и крайне требовательным к себе. Восхищался искусством Италии и особенно тем, как итальянским живописцам удавалось передавать человеческую фигуру, объёмно, пластично, как статую. Делал образ мощным и обобщённым, при этом не впадая в подробную описательность, которая была характерна для северной европейской живописи. Альбрехт Дюрер стремился достичь этой итальянской лёгкости. И это ему во многом удалось после второй поездки в Италию, где его принимали с почестями.
Автопортрет с остролистом (Автопортрет с чертополохом), 1893 год. Лувр, Париж
А принимали его с почестями итальянцы потому, что знали и любили творчество Дюрера по прекрасным гравюрам, которые были весьма популярны. Даже чересчур популярны, потому что в те времена многие художники их копировали и продавали без лицензии. Бороться с пиратством уже в XVI cтолетии было весьма затруднительно...
Автопортрет, 1500 год. Старая пинакотека, Мюнхен
Ещё эту работу называют Автопортретом в одежде, отделанной мехом, Автопортретом в возрасте 28 лет,
Автопортретом в шубе
Альбрехт Дюрер ко всему подходил крайне серьезно: углубленно изучал натуру, размышлял над природой искусства, законами красоты и разрабатывал учение о пропорциях. Дюрера волновало расположение человеческого тела в пространстве, пропорции и гармония. Итогами этих поисков стали произведения художника Руководство к измерению, Наставление к укреплению городов и его теоретические труды, главное из которых - масштабное исследование Четыре книги о пропорциях человека.
А любите ли вы творчество Дюрера и что больше предпочитаете - живопись или гравюры?
Кстати, выставку его гравюр в Государственном историческом музее можно посетить до 28 июня.