Город, знакомый до слёз, Анны Остроумовой-Лебедевой

May 20, 2021 11:10


Санкт-Петербург, а потом Петроград и Ленинград бессменно оставались главными героями акварельных и графических пейзажей Анны Остроумовой-Лебедевой. Наряду с поэтами Серебряного века, она создавала образ великого города на Неве, виртуозно передавая пышность и строгость северной столицы. Тонкий шпиль Адмиралтейства, исчезающая в легкой дымке невская перспектива, сумерки на Крюковом канале изысканно прекрасны и величественны...



Осень в Петрограде, 1916 год




Весенний мотив. Вид с Каменного на Крестовский и Елагин острова, 1904 год. Бумага, цветная ксилография



Летний сад зимой. 1902 год. Цветная ксилография





Колонны, 1908 год. Бумага, цветная ксилография



Петербург. Ростральная колонна, 1908 год. Бумага, цветная ксилография



Нева сквозь колонны Биржи, 1908 год. Бумага, цветная ксилография



Екатерининский канал, 1910 год. Бумага, цветная ксилография



Крюков канал, 1910 год. Бумага, цветная ксилография



У биржи, 1909 год. Бумага, цветная ксилография

После замужества Анна Петровна опасалась, как бы супружеская жизнь не повредила её художественной деятельности, считая, что она пропадёт, если ей придется бросить искусство. Но эти опасения были напрасны. Несмотря на свою занятость, научные открытия Сергей Васильевич Лебедев нежно относился к таланту супруги и поддерживал Анну в любых жизненных ситуациях. Он помогал ей справляться с трудоёмким процессом, когда оттиски гравюр надо было делать с больших досок, а она нарисовала для истории несколько картин его лаборатории и завода, где происходило открытие и производство синтетического каучука.



Цепной мост, 1903 год. Бумага, цветная ксилография



Висячий мост, Санкт-Петербург, 1904 год. Темпера, бумага на панели



Сенат под снегом. 1909 год.



Крюков канал и колокольня собора Святого Николы, 1910 год. Бумага, цветная ксилография



Петербург, Мойка, 1912 год.



Исаакиевский собор в пасхальную ночь, 1910-е годы. Бумага, цветная ксилография



Первый снег, 1917 год. Картон, масло



Исаакиевский собор Начало 1920-х годов

Тяжёлым испытанием стали для семьи Лебедевых послереволюционные годы. Я не могу скрыть того, что мы жили тогда во время военной иностранной интервенции и гражданской войны в больших лишениях. Мы голодали или, точнее сказать, очень скудно питались. Но особенно страдали от отсутствия дров. Но, несмотря на это, увлекаясь ясным небом, прозрачностью далей, я продолжала работать на улицах города, находя в нем все новые красоты, - отмечала Анна Петровна Остроумова-Лебедева в своих автобиографических записках. Но они не сбежали из страны, как некоторые мирискусники и представители элиты Серебряного века, взахлёб приветствовавшие Февральскую революцию, когда всё пошло наперекосяк...

Анна Петровна в 1922 году работала над иллюстрациями к книге Николая Анциферова Душа Петербурга
Альбом литографий Остроумовой-Лебедевой 1822 года.





Школьный дом Петра, 1922 год. Бумага, цветная ксилография



Вид с Тучкова моста, 1922 год. Бумага, литография



Вид с Тучкова моста в Петербург, 1922 год. Холст, масло



Фонтанка, 1922 год. Бумага, литография



Фонтанка, 1922 год. Автолитография, акварель



Биржа, 1922 год. Бумага, литография



Исаакиевский собор в туманный день, 1922 год. Бумага, литография



Исаакиевский собор в тумане, 1922 год.



Ледоход, 1922 год. Бумага, литография



Фонтанка у Летнего сада, 1922 год. Бумага, литография



Фонтанка у Летнего сада, 1922 год



Нева ранним утром, 1922 год. Бумага, литография





Французская набережная, 1922 год. Бумага, литография



Литовский замок, 1922 год. Бумага, литография



Смольный, 1924 год. Бумага, ксилография



Ленинград. Вид с Троицкого моста, 1926 год.



Ленинград. Фонтанка и Летний сад в инее, 1929 год. Бумага, акварель



Академик Сергей Лебедев, 1932 год. Бумага, акварель

Сергей Васильевич Лебедев умер внезапно в 1934 году, после командировки, в которой подхватил тиф. Эта потеря стала для Анны Петровны страшным ударом. Похоронен академик Лебедев был у Александро-Невской лавры, на Тихвинском кладбище в формировавшемся тогда Некрополе мастеров искусств.



Остров Кирова. Золотая осень, 1936 год. Бумага, акварель



Автопортрет, 1940 год. Картон на фанере, пастель, акварель, темпера.

В 1941 году Анна Петровна не покинула Ленинград, оставаясь верной любимому городу и его горожанам, переживающим страшную блокаду: Я хочу остаться. Твердо хочу остаться на все страшное впереди. А ведь ей шёл 71-й год, работа в тяжёлых условиях требовала от пожилой художницы больших усилий. Создавая гравюры и акварели, Анна Петровна вспоминала: Писала часто в ванной комнате. Положу на умывальник чертежную доску, на нее поставлю чернильницу. Впереди на полочке - коптилка. Здесь глуше звучат удары, не так слышен свист летящих снарядов, легче собрать разбегающиеся мысли и направить их по должному пути. В эти годы она создала ряд гравюр с изображением блокадного Ленинграда, издала почтовые открытки со своими пейзажами, оформила пригласительные билеты на премьеру Ленинградской симфонии Дмитрия Шостаковича.



Летний сад, 1942 год. Бумага, цветная ксилография



Ростральная колонна, 1942 год. Бумага, цветная ксилография



Ленинград. Лебяжья канавка, 1942 год. Бумага, цветная ксилография

Кроме этого, Анна Петровна участвовала в оформлении Ленинградского альбома, который был изготовлен для жительниц шотландских городов Котбриджа и Эрдри от женщин блокадного Ленинграда. Это был ответ на инициативу женщин Шотландии, которые в 1942 году через советское посольство в Лондоне передали Шотландский альбом со словами сочувствия, поддержки и добрыми пожеланиями женщинам Ленинграда из-за выпавших на их долю лишений и испытаний в годы блокады.

Вот несколько страниц из Ленинградского альбома







Фото Ленинградского альбома отсюда http://svetlitskie.ru/pages/340/

Коллега Анны Петровны по оформлению альбома Вера Милютина воспоминала: Все страдали авитаминозом, цингой и анемией. Нашим пальцам не хватало подвижности, а нашим глазам не хватало ясности зрения, наш мозг быстро утомлялся. Мы были голодны, но у нас не было времени даже на скудный паек (тарелку супа и немного каши). Подруга Анны Нюша топила самовар деревянными дровами, и после стакана горячей воды работа шла намного легче. Один из художников-графиков Борис Павлович Светлицкий одну из белых ночей просидел за письменным столом, записывая текст от руки...



Ленинград. Салют, 1943 год. Автолитография



Ленинград. Салют, 1944 год. Автолитография



Ленинград. Вид на крепость ночью. 1946 год. Цветная ксилография

Среди известных мастеров, изображавших городские виды, в истории русского и мирового искусства нашелся лишь один художник, имя которого ассоциируется с изысканно прекрасными, величественными, точными и характерными образами Санкт-Петербурга - Петрограда - Ленинграда. И эта верность городу на Неве принадлежит по праву нашей героине - Анне Остроумовой-Лебедевой.

Петербург, Картинки с выставки, Живопись, ЖЗЛ, Юбилеи, Анна Остроумова-Лебедева, Вернисаж

Previous post Next post
Up