Почему-то в этом году наше начальство дружно отметило день рождения русской государственности, связанное с началом работы первого в истории России парламента - Первой Государственной Думы, 27 апреля, то есть по старому стилю. Но всё же мы живём по григорианскому календарю, поэтому вспомним о событии как положено 10 мая.
Итак, что же из себя представляла эта первая ласточка русского парламентаризма, избранная в 1906 году на пять лет?
Первая Дума открылась 27 апреля (10 мая) тронной речью царя в Зимнем дворце.
Император Николай II произносит речь перед двумя палатами в Зимнем дворце в день открытия Первой Государственной Думы
27 апреля 1906 года. Фотография хранится в ЦГАКФФД СПб
В Тронном зале направо от трона, на котором лежала горностаевая мантия, выстроились во всю его длину члены Государственного Совета в разных мундирах с красными, темно-синими и голубыми лентами и орденами, а слева - депутаты .
Это были два враждебных стана, расположившиеся друг против друга: пестрая с золотом толпа царских сановников и серо-черная с цветными крапинами толпа депутатов. Старые, седые сановники, хранители этикета и традиций, надменно, хотя не без страха и смущения, разглядывали "улицу", приведенную во дворец революцией, и тихо между собой перешептывались. Не с меньшим презрением и ненавистью смотрела и серо-черная толпа на золотые мундиры (Владимир Оболенский)
После приёма депутаты отправились на первое заседание в Таврический дворец, куда их доставили маленькие финские пароходики. По всему пути следования их приветствовали жители с балконов, прохожие, стоявшие вдоль набережной и даже узники Крестов махали платками из-за решеток. В ответ все депутаты дружно помахали шляпами. Многие даже прослезились.
Члены I Государственной Думы выходят из Зимнего дворца после приема у Николая II 27.04.1906 года
Депутаты Первой Государственной Думы выбирают себе места
Первое заседание Думы началось с выборов председателя. Единственным кандидатом был Сергей Андреевич Муромцев, которого избрали единогласно. Он был профессором права Московского государственного университета, ещё со студенческой скамьи мечтавший о парламентском строе в России и уже тогда мнивший себя председателем парламента. Никто, кроме Муромцева, не сумел бы поднять престиж Государственной Думы на надлежащую высоту. Как только импозантная, властная фигура Муромцева появилась на трибуне, разношёрстная толпа депутатов как по волшебству превратилась в высокое собрание законодателей...
Портрет С.А. Муромцева, 1910 год
Валентин СЕРОВ
А дальше начались будни. Планы у парламентариев были наполеоновские, но конфронтация с правительством не позволила им сделать что-то существенное. Дума в самом начале своей работы большинством голосов потребовала отчёта правительства, амнистии политических заключённых, политических свобод, всеобщего равенства, земельной реформы. Через неделю председатель Совета министров Горемыкин отмёл эти требования Думы, которая в ответ приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его немедленной отставки. Правительство в свою очередь не преминуло ответить "взаимностью", предоставляя на рассмотрение Думы лишь малозначащие и второстепенные в масштабах страны вопросы. Так первым законопроектом, направленным депутатам, стал проект об устройстве оранжереи и прачечной при Юрьевском университете. Бурные заседания и красивые речи продолжались ежедневно, но никакого следа в русском законодательстве они не оставили... Почему собрание большинства самобытных людей, многие из которых были известны всей России не только как теоретики, но и как практические земские и городские деятели, оказалось бесплодным? Депутаты обвиняли правительство в отказе от реформ, обещанных Манифестом 17 октября, а правые окрестили Государственную Думу Собранием праздных болтунов
Впрочем и сами депутаты зачастую подтрунивали над собой...
Итогом деятельности парламента стал его роспуск 9 (22) июля 1906 года императором Николаем II. Государственная дума Российской империи I созыва (Дума народного гнева) провела одну сессию и просуществовала 72 дня, так и не решив (впрочем, как и все последующие три) задачу преобразования страны из самодержавной в парламентскую монархию.
В дальнейшем о работе российского парламента отзывались по-разному, но чаще всего раздражённо и негативно. Особенно категоричен был острый на язык философ и публицист Василий Розанов: ...В Государственной думе четырёх созывов не было с самого начала ровно ничего государственного, у ней не было самой заботы о Государственном и Государевом деле, и она только как кокотка придумывала себе названия или прозвища вроде Дума народного гнева и тому подобное. Никогда, ни разу в Думе не проявилось ни единства, ни творчества, ни одушевления. Она всегда была бесталанною и безгосударственною Думою.
В 14 лет (здесь ошибка, в 11) Государственная дума промотала всё, что князья Киевские, цари Московские и императоры Петербургские, а также сослуживцы их доблестные и скопили в тысячу лет.