В феврале 1881 года композитор Модест Петрович Мусоргский в бессознательном состоянии был определен в Николаевский военный госпиталь по протекции критика Стасова. Так как он к тому времени оставил военную службу и значился как отставной чиновник государственного контроля, то не смог бы получить бесплатного лечения. Поэтому по предложению главного врача Вильчковского он был записан как вольнонаемный денщик ординатора Бертенсона.
Портрет композитора М. П. Мусоргского, 1881 год
Илья РЕПИН
Илья Ефимович Репин и Модест Петрович Мусоргский были знакомы давно, их познакомил Стасов ещё в 1870-е годы. Они высоко ценили творчество друг друга, Репин оформил вокальный цикл Мусоргского Детская, одно из немногих его произведений, которому посчастливилось при жизни композитора увидеть свет и встретить доброе расположение со стороны публики и критики.
Поэтому неудивительно, что Репин, прибывший в Петербург на Девятую выставку Товарищества передвижных художественных выставок, узнав из газет о тяжелом состоянии Мусоргского, поспешил в госпиталь, где он лечился. И когда Илья Ефимович вошёл в палату, где лежал композитор, над его кроватью он увидел табличку: Денщик. Стоял март 1881 года, тёплые весенние дни, Модест Мусоргский, оправившийся после кризиса, чувствовал себя намного лучше, и Репин решил написать портрет друга.
Эскиз портрета М.П. Мусоргского, 1881 год
Илья РЕПИН
Обстановка в палате была аскетичной, условия казались посетителям жалкими: Убогая была обстановка, от которой сжималось сердце. Друзья приносили композитору еду, книги, а жена Цезаря Кюи, Мальвина Рафаиловна, на свадьбе которой Мусорянин был шафером, прислала белую вышиванку и серо-зеленый халат, переделенный из летнего пальто её мужа. В этой одежде, подчеркивая непринужденность происходящего, и писал Мусоргского Репин. Художник работал без мольберта, пристроившись у стола, возле которого, позируя, сидел Мусоргский. Несмотря на то, что портрет был написан в течение четырёх сеансов с 14 по 17 марта, он стал одним из лучших в творчестве знаменитого художника. А Павел Третьяков, не глядя, приобрел портрет, ставший единственным прижизненным живописным изображением композитора, для своей галереи великих современников...
Все, кто знал композитора, находили портрет удивительно похожим и правдивым, передававшим его физическое и душевное состояние. Репин не только фотографически точно и реалистично запечатлел внешние черты, но и передал саму суть его характера. Именно таким видели Мусоргского современники: с горделивой осанкой, но тяжелым мутным взглядом, всклокоченными волосами и отекшим лицом - следами долгих лет алкогольной зависимости. При этом его лицо и поза полны достоинства и мужественности. Модест Петрович словно предчувствует скорую кончину, но готов принять то, что его ожидает. Некоторые критики даже писали, что в глазах композитора на этом портрете звучит его музыка - неукротимая и мощная...
Когда портрет был завершён, Стасов вёз его из госпиталя, где Мусоргский умер, высоко держа над головой, чтобы не размазать, и был рад, что на него обращают внимание. Портрет, ещё не помещенный в раму, задрапировали чёрной тканью и представили на выставке художников-передвижников. Критик был потрясен работой: Это невероятно! И подумать только, написано всего за четыре сеанса! Из всех, знавших Мусоргского, не было никого, кто не остался бы в восторге от этого портрета - так он жизненен, так он похож, так он верно и просто передает всю натуру, весь внешний облик Мусоргского.