Когда я в 1928 году приехал в Америку и зашёл один раз в магазин Ширмера, где продавцы меня узнали (вероятно, по портретам) и сказали обо мне покупательнице даме - дама эта подошла ко мне и с энтузиазмом запела гимн, что меня очень растрогало (Моя жизнь, композитор Александр Гречанинов)
Авторы Гимна Свободной России Александр Гречанинов и Константин Бальмонт
Композитор Александр Тихонович Гречанинов а первые дни Февральской революции создал новый Гимн свободной России. Вот как он об этом вспоминал позже: Весть о февральской революции была встречена в Москве с большим энтузиазмом. Народ высыпал на улицы, у всех в петлицах красные цветы, и люди восторженно обнимаются, со слезами на глазах от счастья... Я бросаюсь домой, и через полчаса музыка для гимна уже была готова, но слова? Первые две строки
Да здравствует Россия
Свободная страна
я взял из Сологуба, дальнейшее мне не нравилось. Как быть? Звоню Бальмонту. Он ко мне моментально приходит, и через несколько минут готов текст гимна. Еду на Кузнецкий мост в издательство А. Гутхейль. Не теряя времени, он тотчас же отправляется в нотопечатню, и к середине следующего дня окно магазина А. Гутхейль уже украшено было новым Гимном Свободной России. Весь доход от продажи идёт в пользу освобождённых политических.
Ноты русского музыкального издательства, 1917 год
Впервые гимн был исполнен хором и оркестром Большого театра под управлением режиссера Эмиля Купера.
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Могучая держава, безбрежный океан!
Борцам за волю слава, развеявшим туман!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Леса, поля, и нивы, и степи, и моря,
Мы вольны и счастливы, нам всем горит заря!
Да здравствует Россия, свободная страна!
Свободная стихия великой суждена!
Гимн был широко популярен в период между февральским и ноябрьским переворотами:
Click to view
Пение было сигналом к демонстрации. Это придало протестующим целеустремленность и уверенность и, что, пожалуй, самое главное, подняло их настроение. Лидеры пения были в центре внимания толпы в февральские дни. Шум толпы привлекал других людей на улицы и, следовательно, вовлекал в революцию. Присоединившись к пению, зрители в считанные мгновения превратились в участников. Песни объединяли демонстрантов, придавая сплоченность и коллективную идентичность различным группам и классам (историки Борис Колоницкий и Орландо Фигес)
После революции Александр Гречанинов остался в России, несколько лет концертировал в качестве дирижёра и пианиста, а также работал с детскими хорами. Однако с каждым годом ему становилось жить всё тяжелее в разрушенной революцией и гражданской войной республике. Многие его коллеги покинули страну - Рахманинов, Метнер, Черепнин, Прокофьев. Однажды его встретил на улице Леонид Сабанеев и спросил, почему он не попытается получить командировку или просто выезд за границу. Гречанинов посмотрел недовольно и сказал: Россия - моя мать. Она теперь тяжко больна. Как могу я оставить в этот момент свою мать! Я никогда не оставлю её. Через неделю Сабанеев узнал, что он выехал за границу, начав хлопоты больше двух месяцев назад...