15 марта 1939 года. Фото дня.

Mar 15, 2021 11:11


15 марта 1939 года немецкие войска вступили в столицу Чехословакии город Прагу. Тем самым было завершено присоединение Чехословакии к Германии, начавшееся осенью 1938 года. В этот день над Прагой взвились гитлеровские флаги и вся Западная Европа узнала, что теперь Чехословакия это провинция III Рейха...



Немецкие войска вступают в Прагу 15 марта 1939 года


В 1935 году Германия объявила о всеобщей воинской повинности. И вся Европа промолчала. По инициативе советских дипломатов был заключен трёхсторонний договор о взаимопомощи между СССР, Чехословакией и Францией, в котором Франция и СССР выступали гарантами целостности Чехословакии. В случае агрессии четвертой стороны они обязались оказать ей помощь, в том числе и военную. 28 сентября 1938 года состоялся Мюнхенский сговор, согласно которому представители четырёх держав Деладье (Франция), Чемберлен (Великобритания), Гитлер (Германия) и Муссолини (Италия) договорились о статусе Судетской области Чехословакии, где проживали преимущественно этнические немцы, согласившись передать её Германии. Президент Чехословакии тоже там присутствовал, но на заседание его не пустили, оставив сидеть за дверью, ждать, пока великие решат судьбу, так сказать...



Подписание Мюнхенского соглашения. Слева направо: Чемберлен, Даладье, Гитлер, Муссолини и Чиано

Чехи напомнили о договоре 1935 года. Советский Союз заявил о своей готовности вмешаться в конфликт и помочь Чехословакии отстоять свою целостность. Но проблема состояла в том, что у нас не было общих границ со страной и СССР обратился к Польше с просьбой провести советские танки через её территорию по выделенному коридору, а Франции напомнила о договоре. Правительство Деладье сделало вид, что никакого договора 1935 года не было и как бы к ним никто не обращался. На усилия советских дипломатов последовало презрительное молчание; в Лиге Наций голос Советского Союза на тему Чехословакии был проигнорирован.



Польша показала Ивану его место. Карикатура, посвященная Мюнхенскому соглашению 1938 года, выражает мысль о том, что Россия была чужда европейской цивилизации.
А главная гиена Европы, радостно хлопая в ладоши, отказала ненавистному СССР предоставить коридор, бросившись с себе подобными рвать на куски бывшую Чехословакию.



1 октября германские войска пересекли границу Чехословакиии и к 10 октября заняли всю территорию Судетской области. В тот же день Чехословакия приняла ультиматум Польши об уступке ей Тешинской области, которая 2 октября была занята польскими войсками. 2 ноября 1938 года состоялся Первый Венский арбитраж, который отделял от Чехословакии в пользу Венгрии, территории на юге Словакии и юге Подкарпатской Руси, а к Польше территории Чехословакии на севере.
Но Судетов Германии было мало. В марте 1939 года была провозглашена Первая Словацкая Республика, и вскоре после создания Протектората Богемии и Моравии Германия полностью взяла под контроль оставшиеся чешские территории.

Зачем Германии нужна была Чехословакия спросите вы? Готовясь к войне, Третий Рейх не обладал очень высоким военным потенциалом. А вот Чехословакия была страной с прекрасно развитой тяжёлой промышленностью. Чешская компания Škoda не всегда производила легковые автомобили, в первой половине ХХ века она активно выпускала военную технику: танки, пушки, фугасы, снаряды, самолёты и стрелковое оружие. Лёгкие танки чешского производства были на тот момент лучшими в Европе. Луч-ши-ми! Эта продукция была известна далеко за пределами Европы. И вот всё это попало в лапы Гитлера. Чешские заводы исправно и дисциплинированно производили оружие для Германии вплоть до весны 1945 года, став оружейной кузницей Третьего Рейха.



15 марта 1939 года немецкие войска вступают в Прагу

Происшедшее произвело эффект камня, брошенного в пруд. Круги и кружочки пошли по всей Европе. В Великобритании в парламенте нарастало бурное возмущение действиями Германии, премьер Чемберлен выказал свою обеспокоенность; во Франции Бонне и премьер-министр Деладье тоже выразили своё недовольство, но все это внутри своих стран, своих парламентов, не более...

18 марта 1939 года НКИД СССР Максим Максимович Литвинов вручил ответную ноту немецкому послу о непризнании СССР присоединения Чехословакии. В тот же день Литвинов от лица правительства СССР сделал предложение правительствам Англии, Франции, Польши и Румынии о созыве единой конференции пяти государств с тем, чтобы выработать единую позицию по поводу германской агрессии, отреагировать на произошедшее присоединение и на усиливающееся давление Германии на Румынию.
Счёт шёл на дни, Франция и Англия продолжали игнорировать предложение СССР. И только 21 марта посол Великобритании в Москве Уильям Сидс вручил Литвинову проект декларации, составленной его правительством: Мы, нижеподписавшиеся, надлежащим образом на то уполномоченные, настоящим заявляем, что, поскольку мир и безопасность в Европе являются делом общих интересов и забот и поскольку европейский мир и безопасность могут быть задеты любыми действиями, составляющими угрозу политической независимости любого европейского государства, наши соответственные правительства настоящим обязуются совещаться о тех шагах, которые должны быть предприняты для общего сопротивления таким действиям... Если смыть с этой формулировки позолоту, останется:
- речи о созыве какой-либо конференции уже не идёт;
- речи о немедленном совещании глав пяти правительств тоже не предполагается. Более того, Румыния заявила, что никаких ультиматумов ей никто не предъявлял, никакого давления не было.

31 марта 1939 года состоялось выступление Чемберлена в парламенте о гарантиях неприкосновенности территории Польши со стороны Англии (поддержанное Францией). 13 апреля аналогичные гарантии Чемберлен пообещал Греции и Румынии; в тот же день французский министр иностранных дел их поддержал. Чем эти с позволения сказать гарантии закончились, мы в курсе дела...

Зато на предложение правительства СССР, озвученное Литвиновым 17 апреля 1939 года, о заключении с Англией и Францией оборонительного союза, последовала прежняя тактика лавирования: от Англии нет ответа, а Франция ответила уклончиво: ни да, ни нет. Да, предложение хорошее, но премьер-министр Деладье молчит... Министр иностранных дел Бонне постоянно консультируется с советским послом, но подписи не ставит под документом. Идут день за днем, проходит весна, начинается лето...

Итак, за один-единственный 1938 год Гитлер в результате аннексии присоединил к рейху и подчинил своей абсолютной власти 6 миллионов 750 тысяч австрийцев и 3 миллиона 500 тысяч судетских немцев - всего свыше 10 миллионов подданных, работников и солдат. Действительно, страшная чаша весов склонилась в его пользу (Уинстон Черчилль).

А потом эти господа, а нынче и их потомки, возмущаются тем, что СССР заключил пакт о ненападении Молотова-Риббентропа между Германией и Советским Союзом. То есть для всех стран существуют национальные интересы, кроме нашей.

Кстати, когда представитель Чехословакии полковник Эгер на Нюрнбергском процессе спросил генерал-фельдмаршала Вильгельма Кейтеля: Напала бы Германия на Чехословакию в 1938 году, если бы западные державы поддержали Прагу?, Кейтель убеждённо ответил: Конечно, нет. Мы не были достаточно сильны с военной точки зрения. Целью Мюнхена (то есть достижения соглашения в Мюнхене) было вытеснить Россию из Европы, выиграть время и завершить вооружение Германии

Франция, СССР, Чехословакия, 1939, Вторая мировая война, История России, Мюнхенский сговор, Англия, 1938

Previous post Next post
Up