Достоверных записей о том, когда в семье придворного певчего боннской капеллы Иоганна ван Бетховена и его супруги Марии Магдалены родился долгожданный сын Людвиг, нет. Зато известна точная дата его крещения - 17 декабря 1770 года. А так как крестили младенцев в те времена практически сразу после рождения, то многие считают, что композитор появился на свет накануне, 16 декабря. Ну, а нам ничто не помешает отметить обе даты!)
Портрет Людвига ван Бетховена, фрагмент, 1804-1805 годы
Йозеф Виллиброрд Мелер
Людвиг ван Бетховен был при жизни известным человеком, поэтому пользовался популярностью у живописцев. Существует достаточное количество прижизненных портретов и литографий композитора, некоторые из них я хочу вам показать.
Очень известным в своё время был портрет композитора кисти австрийского художника Гандольфа Эрнста Штайнхаузера фон Тройберга. Но он, к сожалению, утрачен, остались только гравюры, сделанные с него различными авторами, в том числе Карлом Трауготтом Риделем, Иоганном Готфридом Шеффнером, Йоханном Йозефом Найдлем. Ниже одна из них.
Молодой Людвиг ван Бетховен, 1801 год
гравюра Йоханна Йозефа Найдля по рисунку Гандольфа Эрнста Штайнхаузера фон Тройберга
Портрет Бетховена в молодости, 1801 год
Карл Трауготт Ридель
Иллюстрация с портрета Риделя
Портрет Людвига ван Бетховена, 1802 год
Кристиан Хорнеман
Портрет Людвига ван Бетховена, 1804-1805 годы
Йозеф Виллиброрд Мелер
Мелер познакомился с Бетховеном в 1803 году и уже через год он написал свой первый его портрет на фоне пейзажа с лирой в руке.
Людвиг ван Бетховен
Литографии Йозефа Крихубера с портрета Мелера
Портрет Бетховена, 1905 год. Версия семьи Брунсвик
Исидор Нойгасс
Гравюра с портрета Бетховена 1905 года кисти Исидора Нойгасса. Версия семьи Брунсвик
Портрет Бетховена, 1906 год. Версия князя Лихновского
Исидор Нойгасс
Известно две версии портрета Бетховена кисти Исидора Нойгасса. Одна была создана по заказу покровителя Бетховена князя Карла Лихновкого в 1806 году, вторая - семьи Брунсвик, венгерских друзей композитора в 1805 году. Эти две версии отличаются друг от друга главным образом цветом одежды, а также одной маленькой деталью: в версии Брунсвика на рубашке присутствует лента для лорнета, которой нет на портрете, принадлежащем Карлу Лихновскому. Художник несколько смягчил черты лица Бетховена (особенно на версии Лихновского), приблизив их к существовавшему на тот момент идеалу.
Людвиг ван Бетховен, 1821 год (исходный портрет 1814 года утрачен). Карандашный рисунок. Bibliothèque nationale de France
Луи-Рене Летронн
Летронн, ученик Жака-Луи Давида, с 1805 по 1817 год жил в Вене. Во время Венского конгресса он создавал портреты его участников, монархов, дипломатов, государственных деятелей, в том числе и Бетховена, дававшего концерты почтенной публике.
Людвиг ван Бетховен в 1814, гравюра неизвестного автора по рисунку Летронна
Портрет Людвига ван Бетховена, 1814 год
Гравюра на меди Блазиуса Хефеля по несохранившемуся рисунку Луи Рене Летронна
Цветная гравюра с оригинала на меди Блазиуса Хефеля 1814 года по рисунку Луи Рене Летронна
Цветная гравюра рисунка Луи Латронна, неизвестный автор
Портрет маслом с рисунка Летронна предположительно мастера итальянской школы
Невоплощаемую воплотив
В серебряно-лунящихся сонатах
Ты, одинокий, в непомерных тратах
Души, предвечный отыскал мотив.
И потому всегда ты будешь жив,
Окаменев во вспененностях девятых,
Как памятник воистину крылатых,
Чей дух - неумысляемый порыв.
Создатель Эгмонта и Леоноры,
Теперь тебя, свои покинув норы,
Готова славить Суета,
На светоч твой, вперив слепые очи,
С тобой весь мир. В ответ на эту почесть
Твоя презрительная глухота.
1927 год. Игорь Северянин
Портрет Людвига ван Бетховена, после 1814 года
Неизвестный художник
-
Портрет Бетховена, 1815 год
Йозеф Виллиброрд Мелер
Художник создал несколько вариантов этого портрета. Мелер очень ценил этот портрет и хранил его версию до самой своей смерти
Портрет Бетховена, 1815 год
Йозеф Виллиброрд Мелер
Людвиг ван Бетховен, около 1815 год. Библиотека Конгресса США в Вашингтоне.
Иоганн Кристоф Геккель
В 1818 году Карл Фридрих Август фон Клёбер написал двойной портрет композитора и его племянника (утрачен), а также сделал несколько карандашных эскизов головы Бетховена, некоторые из которых не сохранились или существуют в виде фотографий с оригинала. Позже художник выполнил меловой рисунок по собственному карандашному наброску. Клёбер вспоминал, что сам Бетховен считал эти этюды очень удачными, особенно ему нравилась причёска.
В 1840-х годах немецкие литографы Теодор Ной и Карл Фишер под руководством самого художника создали несколько литографий с мелового рисунка, которые потом были скопированы другими художниками, благодаря чему этот портрет Бетховена стал особенно популярным и узнаваемым. Сам же карандашный рисунок Клёбера был малоизвестным вплоть до ХХ века.
Людвиг ван Бетховен в 1918 году
литография Теодора Ноя по рисунку Карла Фридриха Августа фон Клёбера, 1841 год
Людвиг ван Бетховен, 1819 год
Фердинанд Шимон
Людвиг ван Бетховен
Литография Рудольфа Гофмана с портрета Фердинанда Шимона
Портрет Людвига ван Бетховена с нотами Missa solemnis (Торжественной Мессы), 1820 год
Карл Штилер
Портрет Людвига ван Бетховена
литография Йозефа Крихубера по картине Йозефа Карла Штилера, 1940 год
Портрет Людвига ван Бетховена, 1823 год
Фердинанд Георг Вальдмюллер
Композитор дал художнику всего один сеанс, поэтому Вальдмюллер писал портрет по памяти
Портрет Бетховена, 1824 года. Рисунок мелом
Иоганн Стефан Деккер
Руки Бетховена. Эскиз, сделанный у постели умершего Бетховена 28 марта 1827 года.
Йозеф Франц Данхаузер
Репродукция фронтисписа для альбома Бетховена Ein Gedenkbuch dankbarer Liebe und Verehrung für den grossen Todten
Йозеф Крихубер, литография 1828 год
К каждому из нас музыка Бетховена пришла по-разному и в разном возрасте. В той провинции, где я родилась и где училась в начальной школе, не было ни филармоний, ни театров. Оркестр, правда, был. Похоронный... Поэтому соответствующий марш звучал регулярно. Но то был Шопен. Радио разумеется тоже было, я ещё помню чёрную тарелку на стене, поэтому наверняка что-то исполняли и Бетховена, но я вряд ли это осознавала. Первым сочинением Бетховена, с которым я осмысленно познакомилась в музыкальной школе, был знаменитый Сурок). Позже уже у подруги, где мы иногда собирались по выходным, её родители ставили нам пластинки с сонатами Бетховена и мы, замерев, слушали изумительную, нечеловеческую музыку...
А помните ли вы, когда или как приобщились к музыке нашего юбиляра?