На Ситроене по Азии. Жёлтый рейд Александра Яковлева. Картинки с выставки

Jun 18, 2019 10:30


Петербуржец по рождению, Александр Евгеньевич Яковлев как художник вошел в историю изобразительного искусства двух стран - России и Франции. Этот неутомимый путешественник объехал почти полмира: от Петербурга до Шанхая, от Капри до Мозамбика, от Парижа до Бостона. И вот нынче крошечная толика его работ выставлена в московской Галерее Наши художники и приурочена она к выходу в свет роскошной книги Желтый рейд, подготовленной к печати издательством Искусство-XXI век совместно с Российским Государственным архивом литературы и искусства.



На выставке представлено около 30 живописных и графических работ художника из девяти частных коллекций


Отмечу сразу, что Александр Яковлев один из моих любимых художников ХХ века. Но это зависит не только от особенностей его творчества или неординарности личности, но ещё и потому, что мы с ним однофамильцы, и естественно у меня с детства к таким людям интерес был более пристальным, поэтому я всегда искала занимательные факты из его жизни и знакомилась с работами. А тут вот такая оказия... Всё, что связано с Александром Евгеньевичем, его судьба, окружение, родственники и друзья, необычайно увлекательно, рассказать об этом подробно в одном сообщении невозможно, потому ограничусь пока краткими биографическими данными.



Саша Яковлев сын отставного морского офицера Евгения Александровича Яковлева, создателя первого в России двигателя внутреннего сгорания на жидком топливе, основателя и владельца Первого русского завода газовых и керосиновых двигателей (позже завод Вулкан), на котором в 1896 совместно с фирмой Фрезе и Неллис был создан первый отечественный автомобиль, и Софьи Петровны (урождённой Кузьминой), русского математика, доктора наук, одной из первых женщин, окончивших Санкт-Петербургский университет и защитившей в Берлине диссертацию на степень бакалавра. Овдовев в тридцать с небольшим лет, она стала главой не только семьи, но также и владелицей и управляющей перешедшего ей завода.



Автопортрет. Фрагмент, 1917 год

Выпускник знаменитой Петербургской школы Карла Мая, Александр Яковлев, с детства увлекавшийся рисованием, художественное образование получил в Академии художеств в мастерской Дмитрия Николаевича Кардовского, и ещё будучи студентом, начал сотрудничать с популярными художественными журналами тех лет - Аполлоном, Сатириконом (впоследствии Новым Сатириконом) и Нивой, для которых выполнял рисунки, сопровождающие текст. Много путешествовал по Российской империи, изучал древнерусское искусство, которое оказало большое влияние на его творчество. Занимался иллюстрированием книг, созданием декораций и росписью церквей. С 1912 года был членом объединения Мир искусства, участвовал в его выставках.



Революционные события 1917 года застали Яковлева далеко от Российской империи - на Дальнем Востоке, где на протяжении двух лет путешествовал по Японии, Китаю, Монголии на стипендию Академии художеств. Из этой командировки на родину, объятую гражданской войной и разрухой, художник больше не вернулся, а отправился в Париж, где и обосновался. Именно там Александр Евгеньевич дважды получил предложение от автомобильного общества Ситроен принять участие в экспедициях в качестве художника. Сначала в трансафриканской (Сахара, Судан, Нигер, Чад, Бельгийское Конго, Мозамбик и Мадагаскар) 1924-1925 годов, итогом которой стал цикл из трёхсот картин и рисунков, имевших шумный успех и орден Почетного легиона в качестве награды от правительства Франции.



В 1931 году Александр Евгеньевич отправился в новое опасное путешествие. На этот раз путь в составе автоколонны Ситроена лежал через просторы Азиатского континента. Маршрут проходил от побережья Сирии через горные и пустынные районы и должен был завершиться у берегов Тихого океана. Несмотря на невероятные трудности и трагедии этого путешествия (рейд был прерван до срока из-за внезапной кончины от пневмонии его руководителя Жоржа-Мари Хаардта), Яковлев вёл подробный дневник, делал зарисовки ландшафтов, памятников архитектуры, писал многочисленные портреты местных жителей, бытовые сценки из их жизни.





Синьцзян. Возле костра, 1934 год

Именно этому путешествию и посвящена выставка в Галерее Наши художники и мой пост.
Итак, начнём.



Следует сказать, что на выставке фотографировать не разрешено. Но объявления об этом я не заметила, а в кассе меня не предупредили, потому я сразу же принялась снимать, пока минут через десять не пришёл охранник и вежливо не объяснил положение дел) Я выразила сожаление, он развёл руками, на том и разошлись. Но из-за этого все картины я вам показать не могу, так как некоторые из них в сети не засвечены. Зато иллюстрации в книге Жёлтый рейс я сняла, но и там, было не всё, представленное на вернисаже.



Султан-Мир, бой Александра Яковлева. Сринагар, 1931 год. Галерея Диалог, Москва



Начальник кочевья из области Даулатьяр к северу от Кабула, 1931 год. Галерея Диалог, Москва



Японец, 1919 год. Частное собрание



Танцовщица Ниота Иниона, 1922 год. Частное собрание



Старый нищий. Фирузку, 1931 год. Частное собрание





Башни султана Махмуда в Газни, 1931 год. Галерея Диалог, Москва



Мужской портрет. Гиришк, 1931 год. Собрание Александра Дадиани



Мужской портрет, 1931 год. Галерея Диалог, Москва



Китайские маски, Голова китаянки, 1922 год
Листы из альбома Дальний Восток в рисунках и картинах Александра Яковлева, 1922 год. Литография



Мохамед Рахим. Курд из Багдада, 1931 год
Листы из книги Александр Яковлев. Азиатские рисунки и живопись



Генерал Ма Су из пьесы Падение Цзетина, до 1922 года. Частное собрание



Марионетки, конец 1910-х годов. Частное собрание

На выставке помимо работ, написанных во время эскпедиции Жёлтого рейда, представлены также картины из первого путешествия Яковлева по Азии 1917-1919 годов. Особый восторг вызывал у художника китайский театр, древнее искусство, корни которого прослеживались до династии Тан, правившей в 600-900 годах. Александр Евгеньевич стал постоянным посетителем театра в Пекине, где сделал много рисунов и написал несколько больших картин из жизни театра. Это увлечение привело к тому, что по возвращении во Францию он создал и опубликовал книгу, в которой описал историю китайского театра и его значение для современной Поднебесной. Он был особенно поражен чистой древностью традиции: Стилизованный, но в основе своей человеческий, этот вид искусства, созданный одним народом, был сформирован временем. Это искусство, в котором индивидуальная воля управляется благородными традициями прошлых династий, связывает нас с древними эпохами и дает нам представление о Китае, которое принес нам Марко Поло и которое мы можем почувствовать в трудах Конфуция.



Грим разбойника для актёра второго плана, 1910-е годы. Галерея Наши художники



Женская ложа Пекинской оперы. 1918 год. Частное собрание
Это гипнотическое полотно, изображащее трёх женщин в театральной ложе, напряжённо следящих за действием на сцене,
является настоящей жемчужиной данной выставки



Женщина Манчжу, 1919 год. Частное собрание



Японский театр (Кабуки) Две гелиогравюры
Лист из Альбома Кабуки (Японский театр), 1933-1934 годы.



Японский театр (Кабуки), конец 1910-х годов. Частное собрание



Китаец из Ланьчжоу, 1932 год. Галерея Диалог, Москва





Мир Хунзы. Гилгит, 1931 год. Галерея Диалог, Москва
Санги хан, 1931 год. Галерея Диалог, Москва



Старый афганец. Себзевар. 1931. Бумага, сангина, пастель. Собрание Александра Дадиани, Москва



Караван-сарай в Афганистане, 1931 год. Собрание Александра Дадиани



Сидящий афганец. Себзевар, 1931 год. Собрание Александра Дадиани Москва



Кочевники из Мешхеда, 1932-1933 годы. Собрание Василия Литвякова, Москва



Саньчжанкун. Карашез, 1931 год. Частное собрание



Фу Пиньчин. Аксу, 1931 год. Частное собрание



Китайский пейзаж с рекой, 1932 год. Галерея Диалог, Москва



Китаянка, 1932 год. Собрание Александра Дадиани



Портрет вьетнамской принцессы Льем, 1932 год. Галерея Наши художники

По возвращении во Францию в 1933 году в Париже состоялась премьера документального фильма Желтый рейд, а в галерее Шарпантье по итогам экспедиции была проведена персональная выставка Александра Яковлева, включившая свыше пяти сотен его работ, многие из которых были проданы, а пятьдесят - воспроизведены в цвете в уникальном альбоме Александр Яковлев. Азиатские рисунки и живопись, выпущенном известным французским издателем Л. Вожелем тиражом всего 500 экземпляров.

Паскаль Фортуни, рецензент творчества Александра Евгеньевича Яковлева в 1920-е годы, в своей статье Александр Яковлев - певец Китая пророчествовал: В час, когда племена азиатов соберут свои тьмы и вновь хлынут на Запад, они столкнутся сначала в русских, а потом и в европейских музейных залах и частных коллекциях с изумившей их живописью и рисунком. Ружья их дрогнут в тишине пустынных залов, и они замрут в оцепенении... ...Среди множества европейских лиц, смотрящих из глубины старинных рам, они узнают своих принцесс и актеров, крестьянок и работников-кули...

Ну, а дальше очередной бонус, ещё несколько работ Александра Яковлева,
написанных во время его путешествий по Дальнему Востоку и Азии.



Группа лам, 1932 год



Пустынный Пейзаж, 1931 год



Сцена на рынке, 1931 год



Ложа в пекинском театре, 1918 год



Опера в Пекине, 1918 год



1.



2.



3.



4.



5.
1-5. Японский театр (Кабуки), Гелиогравюры
Листы из альбома Японский театр, 1933-1934 годы.



6.



7.
6-7. Японский театр Кабуки, 1933 год



Актёр Кабуки



Монгольские ламы, 1918 год



Игра в поло в Мизгаре, 1931 год



Под шатром киргиза. 1932 год



Шейх Хаттам де Хаддадин, 1931 год



Киргизка в национальном головной уборе, 1931 год
Отец Леон ван Дейк, 1932 год



Мать и Дитя, 1932 год



Битва воинов, 1918 год



Перед ритуальным танцем, 1931 год.
Коллекция танцовщика Хорхе Донна, всю жизнь собиравшего художественные произведения, связанные с искусством танца.



Озеро Бази-Куль, 1931 год. Частное собрание



Кара-Ходжа, 1931 год



Пальмира, 1933 год. Частное собрание

Вот пока всё на этом. Понравились ли вам, друзья, работы нашего художника-путешественника Александра Евгеньевича Яковлева?

Картинки с выставки, Живопись, Русская эмиграция, Александр Яковлев, Вернисаж, Жил-был художник, #Александр Яковлев, ЖЗЛ

Previous post Next post
Up