Николай Васильевич Мещерин. Поэзия русского пейзажа. Картинки с выставки. Часть 3

May 24, 2019 10:30


Все работы экспозиции написаны в окрестностях Подмосковной усадьбы Дугино. Окружающие её деревни, сады, поля и леса стали мастерской под открытым небом для Николая Мещерина и его друзей. Возможно вам покажется, что в этих работах нет тех лёгкости, утончённости и изящества, которые мы наблюдаем у их французских коллег по кисти, но не стоит забывать, что наше северное солнце освещает просторы и неброские, а иногда суровые пейзажи, по-другому.





Иван-да-Марья, 1914 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН

Искусствоведы отмечают, что отсутствие академического образования в некоторой степени оказалось Мещерину на руку, его не жесткие рамки понятий о том, как можно и как нельзя писать, он был свободен в выборе средств выражения своих творческих замыслов. Возможно потому Николай Васильевич стал одним из первых художникоов в России, который освоил и широко использовал импрессионистический метод пуантилизма (дивизионизма) - письмо дробными мазками правильной, точечной или прямоугольной формы.



После дождя, 1913 год. Государственная Третьяковская галерея
Николай МЕЩЕРИН



Пейзаж. Поляна, 1914 год. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Николай МЕЩЕРИН



Летний вечер, 1906 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН

Тонко и колористически выверено передано закатное освещение и сиренево-голубые строения. Вы заметили, наверное, что в экспозиции представлено немало картин из собрания известного московского архитектора и коллекционера Ивана Павловича Машкова. Он был дружен с вдовой Мещерина Людмилой Ивановной и приобрёл у неё немало работ.



Иван-чай, 1912 год. Государственная Третьяковская галерея
Николай МЕЩЕРИН





К вечеру, 1906 год. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки
Николай МЕЩЕРИН

К 1900-м годам Николай Васильевич стал достаточно известным мастером камерного и лирического пейзажа в кругу московских художников. Его работы приобретает Третьяковская галерея, отбирают на временные выставки Московского общества любителей художеств, экспозиций журнала Мир искусства и Союза русских художников. Свои картины Мещерин практически не продавал.



Последние лучи солнца, 1899 год
Исаак ЛЕВИТАН



Поля, 1911 год. Государственная Третьяковская галерея
Николай МЕЩЕРИН



Перед рассветом. В июньскую ночь. 1905 год Вологодская областная картинная галерея
Николай МЕЩЕРИН

В 1906-1907 годах в Париже и Берлине состоялась выставка Два века русской живописи и скульптуры, которая по мнению организатора проекта Сергея Павловича Дягилева давала краткое обозрение развития нашего искусства, составленное под современным углом зрения. Все элементы, которые оказали прямое воздействие на нынешний характер России, были представлены на ней. Для неё Дягилев выбрал пять работ Николая Мещерина, в том числе и эту, Перед рассветом. В июньскую ночь. Густой сапфирово-синий цвет летней ночи с розовыми отсветами встающей зари рисует яркий и глубокий образ таинственной и прекрасной природы, просыпающейся в короткие мгновения предрассветной тьмы. Трепет ночного воздуха передают отрывистые разнонаправленные мазки. Но для того, чтобы это увидеть, картину необходимо рассматривать с определённого расстояния.



Лунная ночь, 1905 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН
Живопись построена на нежной гамме голубых и сиреневых тонов. Они мягко обозначают очертания земли, деревьев,
построек в Дугино, едва различимых в предрассветной мгле.



Рассвет, 1907 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН



Восход солнца, 1916 год

Как и французские импрессионисты, Мещерин был увлечен эспериментами со светом, которым были пронизаны картины, и цветом, стремясь показать палитру, меняющююся в зависимости от времени суток. По воспоминаниям художника Василия Переплетчикова, Мещерин был страстным поклонником ночной тишины, рассвета, солнечного восхода, и нередко встречал восход солнца с альбомом в руках Художник вёл подробный дневник, где скрупулёзно фиксировал свои наблюдения.

Впервые собранная вместе серия этюдов была представлена на выставке.



Восход солнца, 1916 год. ГТГ



Восход солнца, 1916 год. ГТГ



Восход солнца, 1916 год. Собрание И.П. Машкова



Восход солнца, 1916 год. Собрание И.П. Машкова



Восход солнца, 1916 год. ГТГ



Хмурое утро, 1916 год. Собрание И.П. Машкова



Ночь над рекой, 1902 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Церковь в Плёсе. Смеркается, 1902 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН





Архитектурный мотив, 1901 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



На паперти, 1901 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Заря над рекой. Погост, 1901 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Гульбище, 1901 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



На паперти, 1901 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



У перевоза, 1901 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Лунная ночь
Исаак ЛЕВИТАН





Тройка. Луна, 1899 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



В сумерках, 1903 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Восход солнца. Этюд, начало 1910-х годов. Российский национальный музей музыки
Николай МЕЩЕРИН



Звёздная ночь, 1910-е годы. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН



Стадо на выгоне, 1915 год. Собрание И.П. Машкова
Николай МЕЩЕРИН





Июньская ночь, 1910 год. Музей русского импрессионизма
Николай МЕЩЕРИН

Эта работа полна чарующей красоты летней июньской ночи, тихого сумеречного свечения, полученного благодаря тонкой цветовой гамме, использующей соединение тёплых и холодных красок. Кажется мы чувствуем свежесть летней ночи, её дыхание и пряный аромат. А на горизонте уже загорается алая заря и вот-вот наступит долгожданное утро.



Берёза и рябинки, начало 1910-х годов.
Николай МЕЩЕРИН



Цветущий луг, 1882-85гг. Музей-заповедник Абрамцево
Аполлинарий ВАСНЕЦОВ





Рассвет, 1898 год. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН



Улица в Плёсе 1902 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



У ворот, 1901 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Светает. Крылечко
Николай МЕЩЕРИН



Осень. Капустный огород, 1905 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Гумно, 1903 год. Частное собрание
Николай МЕЩЕРИН



Осень, 1901 год. Вологодская областная картинная галерея
Николай МЕЩЕРИН

Осенний день и небо переливается сотнями оттенков, ветер кружит опадающие листья. А мы замираем при виде неброской красоты наполовину облетевшего деревца, прозрачной глубины прохладного влажного воздуха, так любовно переданных художником.



Золотая осень, 1908 год. ГМИИ имени А.С. Пушкина
Василий ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ



Осеннее утро. Около 1905 года. ГТГ
Николай МЕЩЕРИН



Лесная опушка, 1899 год. Институт русского реалистического искусства
Василий ПЕРЕПЛЕТЧИКОВ



Первый снег, 1899 год. Собрание Е.В. Ляпуновой
Николай МЕЩЕРИН



Ноябрь. Крылечко, 1905 год. Государственный Русский музей
Николай МЕЩЕРИН

Вот практически всё, что я хотела вам рассказать о выставке Николая Мещерина в Музее русского импрессионизма.

Но в качестве бонуса для тех, кто дотепрел и досмотрел до конца, ещё несколько работ Николая Васильевича,
не вошедших в экспозицию, но не менее очаровательных.



Пейзаж со строениями, 1904 год. Иркутский областной художественный музей имени В.П. Сукачева.



Оттепель. Березы, 1913 год. ГТГ



Сарай, около 1900 года. Галерея Артпанорама



Месяц, 1907 год



Ночь в деревне



Ноябрь, 1905 год



Пейзаж, 1905 год. Ивановский областной художественный музей

Благодарю всех за внимание!)

Николай Мещерин, Картинки с выставки, #Николай Мещерин, Вернисаж, Жил-был художник, ЖЗЛ, #Дугино, #Музей русского импрессионизма, Забытые имена, МРИ

Previous post Next post
Up