Давно я не обращалась к одной из своих любимых тем, расказам о непрофессиональных художниках. А тут при посещении вернисажа Михаила Ларионова в Новой Третьяковке на Крымском валу в качестве бонуса была предложена выставка работ великой княгини Ольги Александровны Романовой, младшей дочери российского императора Александра III и сестры последнего императора Николая II. На выставке представлены воздушные и утончённые акварели княгини Ольги, написанные ею за полвека, во время пребывания в России, Дании и Канаде.
Портрет великой княжны Ольги Александровны, 1893 год
Валентин СЕРОВ
Великая княжна Ольга была младшим и любимым ребёнком в царской семье, она рисовала с детства всё, что попадалось на глаза: природу, цветы, людей, животных. Но ничего удивительного в этом не было: все Романовы всегда рисовали, для себя и для друзей, К тому же рисование входило в традиционную систему воспитания детей наряду с изучением иностранных языков, музыки, географии, математики и так далее. Но только Ольга стала по сути настоящей художницей. Избежать её кисти не удавалось никому: ни придворным, ни швейцарам, ни арапу, ни часовым, ни матросам. И всё же, видя пристрастие девочки к кистям и краскам, царь пригласил для занятий с дочерью известных педагогов-художников: Лемоха, Виноградова, Жуковского, Владимира Маковского.
Колокольня, 1900 год
Вечерний звон, 1900 год
Лист из альбома великой княгини 1900 года
Без названия, 1903 год
До революции великая княгиня Ольга Александровна была благотворительницей различных обществ. Она покровительствовала Императорскому обществу русских акварелистов и созданному на его основе Обществу художников имени Архипа Ивановича Куинджи, одним из основателей которого был ее учитель академик Константин Крыжицкий. Все средства от выставок своих картин Ольга Александровна отдавала семьям бедных художников. В своих имениях Ольгино и Рамонь Воронежской губернии оказывала помощь крестьянам, организовывала школы и больницы. С началом Первой мировой войны на свои собственные средства она открыла Евгенинский госпиталь №1 имени Её императорского высочества великой княгини Ольги Александровны, который считался армейским и находился под эгидой международного Красного Креста. Будучи попечительницей госпиталя, она работала сестрой милосердия наравне со всеми, перевязывала раны, ухаживала за ранеными и не чуралась самой грязной работы.
Осень в парке, около 1916 года
Акварели великой княгини Ольги Александровны выполнены в почти утраченной технике русской многослойной живописи. Практически все они размещены на выставке в одинаковых рамках за стеклом, поэтому очень бликуют и в них отражается всё окружающее: картины напротив, лампы, люди, окна и снимать очень неудобно. Поэтому я вам покажу несколько акварелей в рамках, чтобы был понятен их достаточно небольшой, а иногда даже крошечный размер, а остальные будут без обрамления. Так как картины размещены на вернисаже очень компактно и близко друг к другу, а народу было больше, чем достаточно, то сфотографировать названия всех работ я не смогла, а в сети не нашла, поэтому они останутся безымянными. Додумывайе сами)
Часовой, 1916 год
Придворный швейцар Жилов, около 1916 года
Придворный арап, около 1916 года
Слева унтер-офицер Ткачёв, около 1917 года
Первый брак великой княгини Ольги с принцем Петром Ольденбургским, на котором настояла императрица Мария Фёдоровна, был неудачным. Он не принес ей ни радости материнства, ни семейного уюта. За пятнадцать лет брака принц Ольденбургский и Ольга ни разу не состояли в супружеских отношениях. Ольга умоляла брата дать разрешение на развод с мужем, на что он согласился только в 1916 году, одновременно благословив её брак с любимым человеком - полковником Николаем Куликовским.
Осенний ландшафт, 1916 год. Частное собрание
Река Днепр, 1916 год. Частное собрание
Церковь, 1916 год
Надвратная церковь монастыря, 1917 год
Фёодоровский Царский Собор в Царском Селе зимой, 1917-е годы.
Псковско-Печерский монастырь
Без даты и названия
Николай Александрович Куликовский с сыном Тихоном, 1917 год
В 1916 году в Киеве состоялось венчание великой княгини Ольги Александровны с Николаем Александровичем Куликовским, потомственным дворянином. В августе 1917 года в Ай-Тодоре, в Крыму, у них родился первенец - сын Тихон. В Крыму Романовы фактически находились под домашним арестом. После отъезда из России вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны в 1919 году великая княгиня Ольга Александровна переехала на Кубань, в станицу Новоминскую, где у них в 1919 году родился второй сын Гурий. Из Новоминской они бежали в товарном вагоне в Ростов-на-Дону, откуда через Константинополь и Сербию в 1920 году добралась в Данию.
Станица Новоминская. Весна, 1919 год
Станица Новоминская. Весна, 1919 год
Первый снегопад, 1920 год
Девочки с подсолнухами, 1920 год
Васильки, 1920 год
Пейзаж, 1920 год. ГТГ
Церковь, осень в деревне. 1920 год
Автопортрет Великой княгини Ольги Александровны в фиолетовом, 1920 год
Итак, в 1920 году семья Ольги Александровны оказалась в Дании, где уже жила вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Романовы-Куликовские поселились вместе с матерью во дворце Амалиенборг, начав жизнь с нуля. Следует отметить, что датский король Кристиан X относился к своей тетушке довольно прохладно, ограничивал её запросы. Мария Фёдоровна была непрактичной, что часто становилось причиной её материальных затруднений. Она не имела собственных средств к существованию, но не переставала быть русской императрицей и вести себя соответствующим образом. Вопрос решил английский король Георг V, супруг её старшей сестры Александры, назначивший любимой тётушке Минни ежегодную ренту в 10 000 фунтов стерлингов. Благодаря этому Мария Фёдоровна с семьёй дочери и своей небольшой свитой переехала на виллу Видор в Клампенборге, что в 12 км на север от Копенгагена
Автопортрет Великой княгини Ольги Александровны, 1920 год
Фиорды, около 1920 года
Эту картину Ольга Александровна посвятила русскому пейзажисту Константину Яковлевичу Крыжицкому,
покончившему жизнь самоубийством из-за необоснованных обвинений в плагиате.
Деревья Видора, 1920 год
Пейзаж, 1920 год
Цветы на подоконнике, 1920 год
Дворец Шарлоттенлунд, Дания. 1921 год
Набережная с цветами. Дворец Видора. Дания, 1921 год
Сад Видора. Дания, около 1921 года
И конечно же Ольга Александровна часто писала своих сыновей и внуков
Дети во дворце Амалиенборг. Тихон и Гурий, 1921 год
Летний полдник, частное собрание
Нидик и Александр (внуки Великой княгини Ольги Александровны), 1953 год. Частное собрание
Тихон и Гурий у забора Видора, 1923 год
Тихон в бухте Видор, 1923 год
Куст сирени у бухты Видора. 1922 год
Старинный итальянский колодец в саду Видора. 1920-е годы
Веранда осенью, 1925 год
Портрет сына с собакой и игрушками
Гурий Куликовский за завтраком
Пионы перед домом в Кнудс-Минде, около 1925 год
Птички на снегу, 1920-е годы
Ольга Александровна писала пейзажи, жанровые сценки, портреты, почтовые открытки, расписывала фарфор,
а также иконы, которые она только дарила
Анютины глазки, 1928 год
Цветы, натюрморты и пейзажи с цветами великая княгиня рисовала на протяжении всей жизни.
Это большая глава в её творчестве: цветы России, цветы Дании Цветы Канады...
Цветы на подоконнике
Синерария, азалия и вербочки, 1930 год
Пионы, 1930 год
После кончины Марии Фёдоровны в 1928 году семья великой княгини приобрела милый симпатичный белый дом, крытый соломой Кнудсминде в Боллерупе, в 24 км от Копенгагена. Изменилось время, должны измениться и мы. Николай Александрович Куликовский занялся бизнесом, а Ольга Александровна - сельским хозяйством: она сама работала в огороде, делала заготовки на зиму, растила детей, а в свободное время продолжала писать свои очаровательные акварели.
Девочка играет перед фермерским домом, 1930 год
Пейзаж
Ручей, 1930 год
Мальвы у дома, 1930 год
Деревня, 1930 год
Развесистое дерево, около 1930 год
Пейзаж с соломенным домом в Кнудсминде
Чайные натюрморты
Зимние гулянья, 1930-е годы
Лебедь Нарцисс, 1930-е годы
Мальвы перед домом, 1930 год
Примулы в окне, Кнудсминде, Дания, 1930-е годы
Фермерский дом в Дании, 1930-е годы
Скит, 1930-е годы
Зимний вид с санками, 1930 год
Деревня, 1933 год
Новогодние гиацинты, 1934 год
Пасхальный натюрморт
Цветы на пасхальном столе, 1930 год
Сын Великой княгини Ольги Александровны Тихон за пасхальным столом. 1936 год.
Пасхальный натюрморт
В саду, 1938 год
Цветущий сад, 1939 год
Портрет сына Великой княгини Ольги Александровны Тихона, 1940 год
Лес ранней весной. Подснежники, анемоны и фиалки, 1940 год
Лилии и пионы, 1940 год
Синицы в парке, вторая четверть ХХ века
Домик в саду, вторая четверть ХХ века
Церковь в березовой роще, 1948 год
Во время Второй мировой войны в течение всей оккупации Ольга Александровна помогала русским - военнопленным и беженцам, попавшим в беду на чужбине. Многие семьи, оказавшиеся в изгнании без дома и денег, выжили только благодаря поддержке Великой княгини. Из-за этого 1948 году правительство Советского Союза предъявил Дании ноту протеста в связи с тем, что она якобы помогала врагам народа. Семье Куликовских пришлось переехать в Канаду. Великая княгиня приобрела дом и небольшую ферму в Кампбелвилле вблизи Торонто. Куликовские пытались стать фермерами, но в силу возраста это не получилось. Пенсия им была не положена, поэтому рисунки Ольги Александровны из своего собственного увлечения для души превратились в средство содержания семьи.
Цикламены и герань, вторая треть ХХ века
Натюрморт с полевыми цветами, вторая четверть ХХ века
И вновь цветы. Везде: на подоконниках, в интерьерах, саду, у домов, на полях...
Цветут рододендроны, середина ХХ века
Чайный натюрморт
Весенняя опушка, вторая четверть ХХ века
Тропинка с нарциссами, 1950 год
Гиацинты, вторая четверть ХХ века
Водяные лилии в пруду, 1950 год
Дом в окружении цветущей сирени, 1950-е годы
Сельский дом
Сирень у дома, 1950-е годы
Зима. Сани
Зимний вид, около 1950 года
Сельский храм зимой, 1950-е годы
Рододендроны, 1952 год
Ваза с полевыми цветами
Рождество Христово у великой княгини Ольги Александровны с портретом Александра III, 1952 год
Жизнь великой княгини была полна тяжелых испытаний, лишений и утрат. Но это никак не отразилось в её жизнеутверждающих картинах, которые излучают свет, радость, доброту и любовь к людям. Надеюсь, вы в этом убедились.