Картинки с выставки великой княгини Ольги Александровны

Feb 22, 2019 11:11


Давно я не обращалась к одной из своих любимых тем, расказам о непрофессиональных художниках. А тут при посещении вернисажа Михаила Ларионова в Новой Третьяковке на Крымском валу в качестве бонуса была предложена выставка работ великой княгини Ольги Александровны Романовой, младшей дочери российского императора Александра III и сестры последнего императора Николая II. На выставке представлены воздушные и утончённые акварели княгини Ольги, написанные ею за полвека, во время пребывания в России, Дании и Канаде.





Портрет великой княжны Ольги Александровны, 1893 год
Валентин СЕРОВ

Великая княжна Ольга была младшим и любимым ребёнком в царской семье, она рисовала с детства всё, что попадалось на глаза: природу, цветы, людей, животных. Но ничего удивительного в этом не было: все Романовы всегда рисовали, для себя и для друзей, К тому же рисование входило в традиционную систему воспитания детей наряду с изучением иностранных языков, музыки, географии, математики и так далее. Но только Ольга стала по сути настоящей художницей. Избежать её кисти не удавалось никому: ни придворным, ни швейцарам, ни арапу, ни часовым, ни матросам. И всё же, видя пристрастие девочки к кистям и краскам, царь пригласил для занятий с дочерью известных педагогов-художников: Лемоха, Виноградова, Жуковского, Владимира Маковского.



Колокольня, 1900 год



Вечерний звон, 1900 год



Лист из альбома великой княгини 1900 года



Без названия, 1903 год

До революции великая княгиня Ольга Александровна была благотворительницей различных обществ. Она покровительствовала Императорскому обществу русских акварелистов и созданному на его основе Обществу художников имени Архипа Ивановича Куинджи, одним из основателей которого был ее учитель академик Константин Крыжицкий. Все средства от выставок своих картин Ольга Александровна отдавала семьям бедных художников. В своих имениях Ольгино и Рамонь Воронежской губернии оказывала помощь крестьянам, организовывала школы и больницы. С началом Первой мировой войны на свои собственные средства она открыла Евгенинский госпиталь №1 имени Её императорского высочества великой княгини Ольги Александровны, который считался армейским и находился под эгидой международного Красного Креста. Будучи попечительницей госпиталя, она работала сестрой милосердия наравне со всеми, перевязывала раны, ухаживала за ранеными и не чуралась самой грязной работы.





Осень в парке, около 1916 года



Акварели великой княгини Ольги Александровны выполнены в почти утраченной технике русской многослойной живописи. Практически все они размещены на выставке в одинаковых рамках за стеклом, поэтому очень бликуют и в них отражается всё окружающее: картины напротив, лампы, люди, окна и снимать очень неудобно. Поэтому я вам покажу несколько акварелей в рамках, чтобы был понятен их достаточно небольшой, а иногда даже крошечный размер, а остальные будут без обрамления. Так как картины размещены на вернисаже очень компактно и близко друг к другу, а народу было больше, чем достаточно, то сфотографировать названия всех работ я не смогла, а в сети не нашла, поэтому они останутся безымянными. Додумывайе сами)



Часовой, 1916 год



Придворный швейцар Жилов, около 1916 года
Придворный арап, около 1916 года





Слева унтер-офицер Ткачёв, около 1917 года

Первый брак великой княгини Ольги с принцем Петром Ольденбургским, на котором настояла императрица Мария Фёдоровна, был неудачным. Он не принес ей ни радости материнства, ни семейного уюта. За пятнадцать лет брака принц Ольденбургский и Ольга ни разу не состояли в супружеских отношениях. Ольга умоляла брата дать разрешение на развод с мужем, на что он согласился только в 1916 году, одновременно благословив её брак с любимым человеком - полковником Николаем Куликовским.



Осенний ландшафт, 1916 год. Частное собрание



Река Днепр, 1916 год. Частное собрание



Церковь, 1916 год



Надвратная церковь монастыря, 1917 год



Фёодоровский Царский Собор в Царском Селе зимой, 1917-е годы.



Псковско-Печерский монастырь



Без даты и названия



Николай Александрович Куликовский с сыном Тихоном, 1917 год

В 1916 году в Киеве состоялось венчание великой княгини Ольги Александровны с Николаем Александровичем Куликовским, потомственным дворянином. В августе 1917 года в Ай-Тодоре, в Крыму, у них родился первенец - сын Тихон. В Крыму Романовы фактически находились под домашним арестом. После отъезда из России вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны в 1919 году великая княгиня Ольга Александровна переехала на Кубань, в станицу Новоминскую, где у них в 1919 году родился второй сын Гурий. Из Новоминской они бежали в товарном вагоне в Ростов-на-Дону, откуда через Константинополь и Сербию в 1920 году добралась в Данию.



Станица Новоминская. Весна, 1919 год



Станица Новоминская. Весна, 1919 год





Первый снегопад, 1920 год



Девочки с подсолнухами, 1920 год



Васильки, 1920 год



Пейзаж, 1920 год. ГТГ



Церковь, осень в деревне. 1920 год





Автопортрет Великой княгини Ольги Александровны в фиолетовом, 1920 год

Итак, в 1920 году семья Ольги Александровны оказалась в Дании, где уже жила вдовствующая императрица Мария Фёдоровна. Романовы-Куликовские поселились вместе с матерью во дворце Амалиенборг, начав жизнь с нуля. Следует отметить, что датский король Кристиан X относился к своей тетушке довольно прохладно, ограничивал её запросы. Мария Фёдоровна была непрактичной, что часто становилось причиной её материальных затруднений. Она не имела собственных средств к существованию, но не переставала быть русской императрицей и вести себя соответствующим образом. Вопрос решил английский король Георг V, супруг её старшей сестры Александры, назначивший любимой тётушке Минни ежегодную ренту в 10 000 фунтов стерлингов. Благодаря этому Мария Фёдоровна с семьёй дочери и своей небольшой свитой переехала на виллу Видор в Клампенборге, что в 12 км на север от Копенгагена





Автопортрет Великой княгини Ольги Александровны, 1920 год



Фиорды, около 1920 года
Эту картину Ольга Александровна посвятила русскому пейзажисту Константину Яковлевичу Крыжицкому,
покончившему жизнь самоубийством из-за необоснованных обвинений в плагиате.



Деревья Видора, 1920 год



Пейзаж, 1920 год



Цветы на подоконнике, 1920 год



Дворец Шарлоттенлунд, Дания. 1921 год



Набережная с цветами. Дворец Видора. Дания, 1921 год



Сад Видора. Дания, около 1921 года





И конечно же Ольга Александровна часто писала своих сыновей и внуков



Дети во дворце Амалиенборг. Тихон и Гурий, 1921 год



Летний полдник, частное собрание



Нидик и Александр (внуки Великой княгини Ольги Александровны), 1953 год. Частное собрание



Тихон и Гурий у забора Видора, 1923 год



Тихон в бухте Видор, 1923 год



Куст сирени у бухты Видора. 1922 год



Старинный итальянский колодец в саду Видора. 1920-е годы



Веранда осенью, 1925 год



Портрет сына с собакой и игрушками



Гурий Куликовский за завтраком



Пионы перед домом в Кнудс-Минде, около 1925 год



Птички на снегу, 1920-е годы

Ольга Александровна писала пейзажи, жанровые сценки, портреты, почтовые открытки, расписывала фарфор,
а также иконы, которые она только дарила





Анютины глазки, 1928 год



Цветы, натюрморты и пейзажи с цветами великая княгиня рисовала на протяжении всей жизни.
Это большая глава в её творчестве: цветы России, цветы Дании Цветы Канады...







Цветы на подоконнике



Синерария, азалия и вербочки, 1930 год









Пионы, 1930 год

После кончины Марии Фёдоровны в 1928 году семья великой княгини приобрела милый симпатичный белый дом, крытый соломой Кнудсминде в Боллерупе, в 24 км от Копенгагена. Изменилось время, должны измениться и мы. Николай Александрович Куликовский занялся бизнесом, а Ольга Александровна - сельским хозяйством: она сама работала в огороде, делала заготовки на зиму, растила детей, а в свободное время продолжала писать свои очаровательные акварели.



Девочка играет перед фермерским домом, 1930 год



Пейзаж



Ручей, 1930 год



Мальвы у дома, 1930 год



Деревня, 1930 год



Развесистое дерево, около 1930 год



Пейзаж с соломенным домом в Кнудсминде







Чайные натюрморты



Зимние гулянья, 1930-е годы



Лебедь Нарцисс, 1930-е годы



Мальвы перед домом, 1930 год



Примулы в окне, Кнудсминде, Дания, 1930-е годы



Фермерский дом в Дании, 1930-е годы



Скит, 1930-е годы



Зимний вид с санками, 1930 год



Деревня, 1933 год



Новогодние гиацинты, 1934 год



Пасхальный натюрморт



Цветы на пасхальном столе, 1930 год



Сын Великой княгини Ольги Александровны Тихон за пасхальным столом. 1936 год.



Пасхальный натюрморт





В саду, 1938 год



Цветущий сад, 1939 год







Портрет сына Великой княгини Ольги Александровны Тихона, 1940 год



Лес ранней весной. Подснежники, анемоны и фиалки, 1940 год



Лилии и пионы, 1940 год



Синицы в парке, вторая четверть ХХ века



Домик в саду, вторая четверть ХХ века



Церковь в березовой роще, 1948 год

Во время Второй мировой войны в течение всей оккупации Ольга Александровна помогала русским - военнопленным и беженцам, попавшим в беду на чужбине. Многие семьи, оказавшиеся в изгнании без дома и денег, выжили только благодаря поддержке Великой княгини. Из-за этого 1948 году правительство Советского Союза предъявил Дании ноту протеста в связи с тем, что она якобы помогала врагам народа. Семье Куликовских пришлось переехать в Канаду. Великая княгиня приобрела дом и небольшую ферму в Кампбелвилле вблизи Торонто. Куликовские пытались стать фермерами, но в силу возраста это не получилось. Пенсия им была не положена, поэтому рисунки Ольги Александровны из своего собственного увлечения для души превратились в средство содержания семьи.



Цикламены и герань, вторая треть ХХ века





Натюрморт с полевыми цветами, вторая четверть ХХ века



И вновь цветы. Везде: на подоконниках, в интерьерах, саду, у домов, на полях...



Цветут рододендроны, середина ХХ века





Чайный натюрморт





Весенняя опушка, вторая четверть ХХ века



Тропинка с нарциссами, 1950 год



Гиацинты, вторая четверть ХХ века



Водяные лилии в пруду, 1950 год





Дом в окружении цветущей сирени, 1950-е годы



Сельский дом



Сирень у дома, 1950-е годы



Зима. Сани



Зимний вид, около 1950 года



Сельский храм зимой, 1950-е годы



Рододендроны, 1952 год







Ваза с полевыми цветами



Рождество Христово у великой княгини Ольги Александровны с портретом Александра III, 1952 год

Жизнь великой княгини была полна тяжелых испытаний, лишений и утрат. Но это никак не отразилось в её жизнеутверждающих картинах, которые излучают свет, радость, доброту и любовь к людям. Надеюсь, вы в этом убедились.

Картинки с выставки, Романовы, Живопись, ЖЗЛ, Вернисаж, Непрофессиональные художники, Жил-был художник

Previous post Next post
Up