Архип Куинджи. Мастер света и Поэт живописи. Часть вторая

Feb 09, 2019 10:55


Итак, в первой части мы с вами увидели знакомые со школьной скамьи знаменитые картины Архипа Ивановича Куинджи: его удивительные берёзовые рощи, романтические украинские пейзажи, пламенеющие закаты и лунные ночи, прозрачные воды Ладоги и неяркие безлюдные краски севера, всё то, что создаёт неповторимый образ русского пейзажа.



Портрет Куинджи. 1872 год. Иван Крамской
Приобретён Павлом Третьяковым для ГТГ


Вскоре после триумфа Лунной ночи на Днепре чародей пейзажа на пике славы и в самом расцвете творческих сил почти на 30 лет стал затворником. Больше никаких выставок и перформансов. Публика ждала напрасно, теперь Куинджи экспериментировал за закрытыми дверями в тиши мастерской и никому, даже ученикам, свои работы не показывал. Поэтому дата написания многих картин не известна и стоит приблизительная между ... и ... годами И только после смерти художника эти полотна были показаны коллегам и зрителям.



***
По прежнему, общие планы, отмеченные тремя красными звёздочками, позаимствованы на сайте http://planet9.ru/en/.

В этом зале нас ждут невероятные просторы вечности: степные, морские, горные, небесные...
Куинджи стремился написать произведения, в которых было бы отражено, как рождалось пространство, как категория мироздания:
безграничность, звенящая тишина, пустота, ощущение вечности



Волна, 1890-годы. ГРМ



Туман на море, 1900-1905-е годы. ГРМ



Прибой, 1900-е годы.



Днепр утром, 1881 год. ГТГ

Куинджи старался жить в тех местах, где можно было остаться наедине с природой и вечностью. Практически одновременно с загадочной Лунной ночью на Днепре художник в 1881 году пишет картину Днепр утром, словно предвосхищая рассвет следующей эпохи живописи - модерна. Раннее-раннее утро, начинает подниматься туман, появляются первые птицы, просыпается жизнь на Днепре, природа благоухает, чертополох поражает своей стойкостью и красотой. И конечно прекрасное и удивительное пространство в его чистоте, с серебристыми далями, подчёркнутое красиво прописанном передним планом.



Море. Самарский областной художественный музей



В тумане. 1905-1908 годы. Картина не окончена. Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск

Архип Куинджи написал несколько картин с туманными пейзажами: море, степи, лес. Даже несмотря на то, что в таких пейзажах нет ярких красок, они потрясающие и восхитительные. С помощью полутонов, тончайшей нюансировки бледного розового и перламутрового цветов Куинджи добивался цветовой вибрации воздушной среды. Впечатление, что эти картины написаны не красками, а самим туманом...



Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым, между 1876 и 1890 годами. ГРМ



***



Степь, 1870-е годы. Тверская областная картинная галерея



Днепр, начало 1900-х годов. Этюд одноименной картины из Псковского государственного объединённого историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. ГРМ



Днепр, 1901 год. Псковский государственный объединённый историко-архитектурный и художественный музей-заповедник



Осень. Туман. 1890-е годы. ГРМ



Днепр, начало 1900-х годов. ГРМ



Волга. Между 1898 и 1905 годами. Азербайджанский национальный музей искусств, Баку
У этой работы нет авторского названия, его дали ученики Куинджи



***



Тополя, 1875 год. Ростовский областной музей изобразительных искусств. Ростов-на-Дону



Радуга, 1900-е годы. Этюд. Таганрогский художественный музей



После дождя, 1900-е годы. Эскиз к картине Радуга из ГРМ.
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань



Радуга, между 1890 и 1895 годами. Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого
Радуга, между 1875 и 1879 годами. Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары
Радуга. Этюд к одноименной картине (1900 1905 годы), ГРМ. Самарский художественный музей
Радуга, 1900-е. ГРМ



Степь. Пасмурный день, между 1890 и 1895 годами. ГРМ



Пейзаж. Степь, между 1890 и 1895 годами. ГРМ



***





Волны. Этюд, 1860-е годы. Таганрогский художественный музей



Берег моря. Прибой, 1887 год. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Волна, между 1890 и 1900 годами. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
Море. Крым, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Море, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Море, между 1875 и 1879 годами. Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары -2 в центре внизу
Туманный день. Закат, 1880-е годы. ГРМ



Море, между 1898 и 1908 годами. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого





Озеро. Вечер, 1900-е годы. ГРМ



Лесные дали, не позднее 1879 года. Эскиз к картине Север. Самарский областной художественный музей



Море. Крым 1890-е годы. ГРМ



Закат, 1900-е годы. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки



Море. Крым, между 1890 и 1900 годами. Частное собрание





Эльбрус. Лунная ночь, между 1890 и 1895 годами. ГТГ



Снежные вершины. Кавказ, 1890-е годы. ГРМ





Казбек вечером, 1890-е годы. ГРМ



Эльбрус. Снежные вершины, Между 1890 и 1895 годами. Курская государственная картинная галерея имени А.А. Дейнеки

В горах Кавказа Куинджи впервые побывал в 1888 году по приглашению художника Николая Ярошенко. Горы, их величие, чистота, тишина, покой и очистительный холод поразили Архипа Ивановича. Он создал много картин и этюдов, изображающих годы в разной колористической тональности и разное время суток: то ранним утром, то в солнечном освещении, то на закате, то в сумерках...



Эльбрус днём, 1890-е. ГРМ
Вершина Эльбруса, освещённая солнцем, 1890-е годы. ГРМ
Эльбрус днём, 1900-е годы. ГРМ
Снежные вершины (Эльбрус) Между 1890 и 1895 Чувашский государственный художественный музей. Чебоксары



Эльбрус днём, 1890-е годы. ГРМ



Эльбрус днём, 1900-е годы. ГРМ



Ай-Петри. Крым, 1890-е годы. ГРМ



А это уголок выставки, ставший на время криминальным. Несколько дней он выглядел так:



27 января картина Ай-Петри. Крым. была нагло украдена.



Рама, брошенная похитителем картины

Ныне картина стала главной в экспозиции и красуется на видном месте)



Крым. Берег моря, 1887 год. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Горы. Утро. Крым, 1887 год. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых



Горы, между 1890 и 1895 годами. Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Казань
Казбек, между 1890 и 1900 годами. Пензенская областная картинная галерея имени К.А. Савицкого



Эльбрус днём, 1900-е годы. ГРМ



***



Лесные дали, 1890-е годы. ГРМ



Облака, 1890-е годы. ГРМ
Облака, 1890-е годы. ГРМ
Горная долина. Крым, 1890-е годы. ГРМ



Слева и по часовой стрелке: Облако над полем ржи. Полдень, 1890-е годы. ГРМ
Облака, 1890-е годы. ГРМ
Закат, между 1885 и 1890 годами. ГРМ
Дали. Крым, 1890-е годы. ГРМ
Облака, 1890-е годы. ГРМ



Прибой в дождливый день, 1890-е годы. ГРМ



Сумерки на море. Крым, между 1890 и 1900 годами. Ивановский областной художественный музей



Дали. Крым, 1908 год. ГРМ



***

Для того, чтобы ощутить пространство воздуха, высоты, полёта, свободы, наблюдать за звёздным небом
Куинджи старался селиться на верхних этажах



Облако, конец XIX - начало XX века. Этюд. Самарский областной художественный музей



Облака, между 1900 и 1905 годами. ГРМ



Морской берег. Крым, между 1885 и 1890 годами. ГРМ
Горный склон. Крым, между 1885 и 1890 годами. ГРМ



Море. Крым, 1890-е годы. ГРМ



Облако над степью, 1890-е годы. ГРМ



Полдень. Стадо в степи, между 1900 и 1905 годами. ГРМ



Берег моря со скалой, между 1898 и 1908 годами. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых



Портрет Куинджи. 1869 год. Виктор Васнецов

Нищий сын сапожника из-под Мариуполя, Куинджи покупал доходные дома в Петербурге на Васильевском острове, став крупным столичным рантье, имел земли в Крыму. Самоучка-провинциал, над которым потешались академики, был яркой звездой в созвездии русских пейзажистов. Работал в Академии художеств, вёл пейзажный класс, однако, когда он поддержал студенческую забастовку, его лишили звания профессора. Но Архип Иванович занятий не прекратил, устраивал частные уроки на дому или увозил студентов на дачу в Крым. Сам же жил скромным аскетом, не нанимал прислуги, всё делала жена Вера Леонтьевна, прекрасная пианистка, прятавшая от гостей свои красные натруженные руки. Художник занимался благотворительностью, оказывал финансовую помощь нуждающимся студентам, беднякам. Большая часть его состояния после смерти отошла Обществу художников имени А.И. Куинджи.

Заканчивается экспозиция картинами с тематикой Опережая время,
где собраны работы, написанные художником в стиле импрессионизма, символизма и даже модернизма.





Лесное болото, между 1898 и 1908 годами. ГРМ



***

Критик и живописец Александр Бенуа, не видевший ещё многих картин Куинджи эпохи затворничества, в 1903 году написал, что роль Архипа Ивановича очень созвучна роли Клода Моне. Он открыл русским живописцам тайну красочной палитры, её многообразие, повернул сознание многих живописцев к изображению красоты природы, использованию ярких, звучных, контрастных красок.



Солнце в лесу, 1900-е годы. ГРМ
Поляна в лесу. Туман, 1890-е годы. ГРМ
Роща, 1900-е годы. ГРМ



Зима. Крыша дома, 1875 год. ГРМ
Облака, 1875 год. ГРМ
Сумерки, зима, 1890-е годы. ГРМ

Путешествуя по Европе, Архип Куинджи познакомился с работами французских импрессионистов. Позже, в картинах и эскиза снежных зим он использовал, трансформируя, приёмы импрессионизма, но не передавал сиюминутность красоты природы, как они, а, наоборот, выражал суть природы, её сокровенный и вселенский смысл.



Пятна лунного света в лесу. Зима, 1900-е годы.



Солнечные пятна на инее, между 1876 и 1890 годами. ГРМ
Хаты в снегу, между 1890 и 1895 годами. ГРМ
Зима. Пятна лунного света на крышах хат, между 1890 и 1895 годами.
Вятский художественный музей имени В.М.и А.М. Васнецовых. Киров



Эффект заката, 1900-е годы
Модерн и символизм представлены закатами и таинственным сиянием луны, где природа превращается
в фантастический, нереальный объект



Зима, 1876 год. ГТГ
Лес зимой, 1870-е годы. Этюд. ГРМ
Солнечные пятна на инее. Закат в лесу, между 1876 и 1890 годами. ГРМ



Лес зимой, 1870-е годы. Этюд. ГРМ





Крыши. Между 1885 и 1890 годами. ГРМ



Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья, 1882 год. ГРМ



Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного, 1882 год. ГРМ
Куинджи редко писал городские пейзажи, виды Москвы написаны им во время приезда на похороны коллеги и друга Василия Перова





Вид из окна квартиры А.И. Куинджи в Петербурге на углу 6-й линии и малого проспекта Васильевского острова,
между 1876-1890 годами. ГРМ



Крыши. Зима, 1876 год. ГРМ
Наверное, именно на таких крышах кормил Архип Иванович своих любимых пернатых питомцев)



Березовая роща. Пятна солнечного света, между 1890 и 1895 годами. ГРМ



Осень, между 1876-1890 годами. ГРМ

Вот и вся выставка... Мне она очень понравилась, много ранее не виданных работ.
Надеюсь, и вы с моей помощью погрузились в тот уникальный изумительный чистый мир природы, который так любил
Архип Иванович Куинджи.



Единственное, чего мне не хватило, это картины Куинджи Вид Крестовой горы (Крестовый перевал), которую он скопировал с одноименного полотна Михаила Юрьевича Лермонтова

#Куинджи, Картинки с выставки, ЖЗЛ, Куинджи, Вернисаж, Жил-был художник

Previous post Next post
Up