Раз искусство не забава и не развлечение, а способ ясновидения, способ высшей беседы с природой, то в нём должна быть змеиная мудрость ремесла, прежде всего, должна быть борьба до последних возможностей - за выразительность и ясность образа...
Кузьма Петров-Водкин
Автопортрет художника. Волгоградский музей изобразительных искусств
Творческая судьба сына сапожника, выходца из провинциального захолустья, г. Хвалынска, Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина сложилась достаточно счастливо. Получив на родине азы живописного искусства, благодаря ходатайству и материальной помощи барыни Казарьиной, смог получить хорошее художественное образование в Санкт-петербургском Центральном училище технического рисования Штиглица, а затем и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Валентина Серова. На стыке веков и начале 1900 годов художник смог побывать за границей: в Германии, Италии, во Франции и Африке.
Автопортрет, 1897 год
Не сомневаюсь, что большинство из вас знакомы с картинами Кузьмы Петрова-Водкина, поэтому, как нередко бывает в последнее время, я покажу вам автопортреты художника, а также портреты членов его семьи, жены и дочери, которых он написал немало.
Автопортрет, 1903 год. Холст, масло. Хвалынский художественно-мемориальный музей К.С. Петрова-Водкина
Портрет А.П. Петровой-Водкиной, матери художника, 1909 год
Портрет жены, 1906 год. Таллин, музей Кадриорг
Подробнее о жене художника писала
здесь Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной, жены художника, 1907 год
Автопортрет, 1907 год. Холст, масло. Собрание С.Н. Валка. Ныне в собрании KGallery, СПб
Портрет А.П. Петровой-Водкиной, матери художника, 1909 год
Портрет Марии Фёдоровны Петровой-Водкиной, 1910 год
Набросок портрета жены
Портрет жены художника, 1912 год
Портрет М.Ф. Петровой-Водкиной, жены художника, 1912 год
Портрет Марии Федоровны Петровой-Водкиной, 1913 год
Портрет жены и автопортрет, 1913 год
Портрет жены художника, 1915 год
Автопортрет, 1918 год
Автопортрет 1918 года стал этапным и одним из самых знаменитых полотен художника этого жанра. По мнению людей, лично хорошо знавших Кузьму Сергеевича, он достоверно передавал его облик. Но значение работы не исчерпывалось только внешним сходством. В нём одновременно отмечались зрелость большого таланта и стремление к открытию нового. Созданный образ помог глубже понять чувства и переживания художника-мыслителя перед выбором, поставленным эпохой, его сложный, противоречивый характер. В это время Петров-Водкин был избран профессором Академии художеств, что наложило на него повышенную ответственность за выполнение задач в искусстве в переломную историческую эпоху, поставленных новым революционным временем.
Критики называли портрет идеальным образом идеального портретиста Революции: это ...благородный образ никогда не улыбающегося художника-подвижника, художника-мученика, жертвующего собой, наступающего на горло собственной песне, но требующего жертвы и от других... За его головой просматриваются очертания креста - неверие, доведённое до уровня новой религиозности Позже искусствовед Владимир Леняшин резюмировал: От Автопортрета начинается тот тернистый путь, по которому, дав присягу чудную четвёртому сословью, двинулись пылкие трибуны революции и те, кто, по стране родной прошёл стороной, как проходит косой дождь. Это был путь к "Октябрю" С.М. Эйзенштейна и "Посвящению Октябрю" Д.Д. Шостаковича, "Дням Турбиных" М. А. Булгакова и "Чевенгуру" А.П. Платонова, к малютинскому Портрету Н. Гибнера с его ласково-твёрдым прищуром и могучему Горняку П.А. Осолодкова, Краснофлотцам Б.Н. Ермолаева и Девушке в футболке А.Н. Самохвалова, весенне-революционным Формулам П.Н. Филонова и драматизму позднего К.С. Малевича
Автопортрет, 1921 год
Автопортрет, 1921 год
Портрет жены художника, 1921 год
Портрет жены художника, 1922 год
Портрет дочери художника, 1923 год
Отцовство, по словам художника, вознесло его на небеса. Елена была поздним и долгожданным ребенком, она появилась на свет после 16 лет брака. Кузьма Сергеевич был буквально одержим этой проблемой. Когда прямая медицинская помощь не помогла, он стал заклинать небеса своим искусством. Его многочисленные мадонны и кормящие работницы - не что иное, как послания Космосу.
Роды были тяжелейшими. Больная и плохо переносившая беременность Мара подписала бумагу о том, что в случае критического выбора она настойчиво требует спасать жизнь ребенка, а не её собственную. Три месяца после родов она провела в больнице, ещё долго не вставала с постели, и всё это время Петров-Водкин ухаживал за ребенком, кормил, купал, отдавая всю настоянную на ожидании крепкую родительскую любовь и энергию. Он бросил преподавательскую деятельность, чтоб увезти девочку в деревню.
Портрет Н.Л. Кальвац, 1922 год. Кузьма Петров-Водкин
Портрет Н.Л. Кальвайц, 1922 год. Кузьма Петров-Водкин
Но жизнь она такая штука... Всякое случается. Пока Кузьма Сергеевич ездил по Туркестану, одинокая, отдавшая всю жизнь мужу Мара пригласила свою подругу Натюню (польскую пианистку Наталью Леоновну Кальвайц) пожить с ней. И весёлая, искренняя, с лёгким уживчивым характером Натали скоро смогла создать живую, радостную, полную романтизма, жизнь а доме Петровых-Водкиных, став не только членом семьи, но и матерью ещё одной дочери художника, Марии, которая появилась на свет через пять месяцев после рождения Ленушки. Некоторое время все жили в одной квартире, Марии Фёдоровне было неприятно, она очень переживала, но терпела и помалкивала. Но вскоре яркий, декадентский, мучительный тройственный союз стал невыносим. Благо Кузьме Сергеевичу очень удачно летом 1924 года подвернулась заграничная командировка от Академии художеств и он с женой и Лёнушкой выехал через Ригу во Францию. У Натали же хватило ума не ждать у моря погоды и не разрушать жизнь подруги и она с дочерью уехала к родителям в Польшу, где её следы затерялись...
Автопортрет, 1923 год
Портрет жены художника
Портрет Марии Фёдоровны Петровой-Водкиной, 1925 год. Бумага, тушь, кисть. ГРМ
Ленушка в кровати, 1926 год
Портрет дочери (Ленушка), 1926 год. Дерево, масло. Собрание И.Д. Афанасьева. Ныне в собрании KGallery. Санкт-Петербург
Автопортреты 1926 и 1929 годов
Ленушка с медвежонком (Дочь художника), 1926 год
Портрет дочери на фоне натюрморта 1929 год
Портрет дочери, 1933 год
Семейный портрет (Автопортрет с женой и дочерью) 1933 год. Холст, масло. Государственный художественный музей ХМАО-Югры
Последний, прощальный портрет жены, написанный маслом, 1934 год
Портрет дочери художника, 1935 год
Портрет жены художника, карандашный рисунок, 1936 год
Портрет дочери с глобусом, 1936 год
Несколько портретов художника других авторов
Портрет К.С. Петрова-Водкина Григорий ВЕРЕЙСКИЙ
Портрет К.С. Петрова-Водкина Юрий ЛУБЖЕВ
Памятник Кузьме Петрову-Водкину в Хвалынске, установленный 27 августа 2016 года. Скульптор Андрей Щербаков
Скончался художник от туберкулёза лёгких в Ленинграде в феврале 1939 года.