Лейденская коллекция, часть первая

Jul 31, 2018 11:04


В течение нескольких месяцев в ГМИИ имени Пушкина была представлена выставка шедевров одного из крупнейших и наиболее значимых частных собраний, посвящённая искусству голландского Золотого века, века Рембрандта, Вермеера, Халса, Яна Ливенса, Геррита Дау, Франса ван Мириса Старшего, Габриэла Метсю, Карела Фабрициуса, Яна Стена и многих других. Коллекция, названная в честь города Лейдена, родины Рембрандта, включает в себя 250 работ голландской живописи XVII столетия, но для выставки было отобрано 82 из них, которые я вам и намерена показать.



Коллекция была сформирована за очень короткий для такого собрания 15 лет, страстно влюбленными в творения Рембрандта и мастеров его времени супругами Каплан из Америки: Томасом С. Капланом и Дафной Реканати-Каплан. В начале XXI века они узнали, что далеко не все шедевры столь любимой им эпохи, находятся в музеях, напротив, многие из них доступны на мировых художественных и антикварных рынках. С этого времени супруги начали свою чрезвычайно активную коллекционерскую деятельность.





Портрет Дирка ван Берестейна, около 1652 года
Герард ДАУ (1613-1675)

Каплан сумел стать одним из самых известных коллекционеров лишь за 15 лет. А началось всё с покупки этой небольшой картины XVII века голландца Герарда Дау, на которой изображён симпатичный златокудрый молодой человек с пронзительным взглядом, одетый по последней моде 1650-х годов: в чёрном, застегнутом на все пуговицы дублете, белой рубашке с высоким кружевным воротником и завязками с кисточками, а также плаще, отделанном бархатом. Этот портрет - самая миниатюрная из известных работ Дау и единственная картина, написанная не на дереве, а на необычной металлической пластине из сплава серебра и меди, что впоследствии вызывало сомнения в авторстве работы. Примечательно, что господин Каплан был инвестором в серебряные рудники Боливии, один из которых продал, решив приобрести в коллекцию работу на серебряной основе.





Голова медведя, около 1485 года. Серебряный карандаш на бледно-розовой бумаге.
Леонардо да ВИНЧИ (1452-1519)

Лейденской коллекции принадлежит единственный рисунок не связанный с Лейденской школой. Это жемчужина коллекции, работа величайшего художника эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, которой уже более пяти веков. Крошечный набросок Головы медведя нарисован во время пребывания Леонардо в Милане при дворе герцога Лодовико Сфорца. По мнению искусствоведов это изображение стало прототипом для удлиненной мордочки горностая, которого держит в руках Чечилия Галлерани на портрете Дама с горностаем.



Отдых молодого льва, около 1638-1642 гг.
Рембрандт Харменс ван РЕЙН (1606-1669)

А первой работой великого голландца, которую приобрели супруги Каплан только через 3 года, стал чудесный и трогательный рисунок, изображающий северо-африканского льва с цепью на шее, доставленного в Голландию на торговом судне. Рембрандт мимоходом очертил контуры туловища зверя, сосредоточившись на морде и выразительных глазах хищника, которые подчеркнул белым мелом.

Как всегда, я отдаю себе отчёт в том, что многие френды-москвичи побывали на выставке и ничего нового я им не расскажу, но я делаю такие посты прежде всего для себя любимой (вот люблю я зимним вечером вспомнить походы в тот или иной музей) и иногородних друзей, у которых не было возможности приобщиться к этой коллекции. Тем более, что ранее ни одна из этих работ никогда не выставлялось в России. О большинстве картин постараюсь постараюсь хотя бы кратенько рассказать.



Итак, продолжаем осмотр Белого зала, где нас ждут 12 картин великого Рембрандра.



Минерва, 1635 год
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

В Белом зале царит шедевр мастера Минерва. Сидящая за столом в окружении книжных томов, глобуса, шлема и щита с изображением медузы Горгоны, таинственная и величественная римская богиня войны, мудрости, искусства, медицины, прядения и ткачества, в роскошных одеждах, украшенных золотой вышивкой, оторвала взгляд от чтения фолианта. Золотые локоны Минервы, каскадом рассыпавшиеся по плечам, венчает лавровый венок, который, являясь символом победы, возможно, знаменует отказ от войны в пользу процветания искусства. Это полотно стало венцом серии аналогичных исторических картин, созданных Рембрандтом в середине 1630-х годов и изображающих римских богинь и героических женщин древности.



Три музыканта. Аллегория слуха      Пациент без сознания. Аллегория обоняния      Извлечение камня глупости Аллегория осязания
1624-1625 год
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

Ранний период творчества Рембрандта в Лейденской коллекции представлен тремя работами из цикла Пять чувств. Во время создания этих работ юноше было всего восемнадцать лет. Получив первоначальное обучение у художника Питера Ластмана, Рембрандт организовал в Лейдене свою первую мастерскую, которую делил с коллегой Яном Ливенсом. Художник своеобразно и с ноткой сарказма трактовал популярный сюжет (аллегорию обоняния, например, он передал с помощью действия резкого запаха нашатыря, которым пытаются привести в чувство юношу), используя яркие экзотические костюмы, мастерски экспериментируя со светом, передавая человеческие эмоции, и придавая многим персонажам сатирический вид.

Портреты Рембрандта обладают тем чудесным свойством, что модели, изображённые на них, их позы и глаза, никогда не выглядят застывшими, при взгляде на них создаётся впечатление, что их лица оживают, а глаза отвечают взору зрителя.



Девушка в расшитой золотом накидке, 1632 год
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

Взгляните на очаровательный портрет молодой, элегантно одетой девушки с вьющимися светлыми волосами, которая пристально смотрит прямо на вас. Свет, падающий сверху слева оживляет фигуру юной дамы, выделяя нюансы её образа, включая выпуклый лоб, немного асимметричные глаза, слегка надутые губки и намёк на двойной подбородок. Игра Рембрандта с тёмными цветами и оттенками создаёт ощущение, что девушка на портрете живёт и дышит, являясь более чувственной, чем подразумевает её неподвижная поза. Картина сменила множество владельцев, став даже жертвой нашумевшего похищения в 1975 году, впоследствии раскрытого полицией.



Портрет Антони Копала, 1635 год
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

Элегантный, одетый по моде, молодой человек с длинными вьющимися светлыми волосами и утонченными чертами лица, был чиновником, занимавшим важные административные посты в родном городе. Это заказной портрет. Считается, что Рембрандт придумал композицию, набросал очертания фигуры, полностью написал голову и руки Копала. Изображение костюма и кружевного воротника мастер, вероятно, доверил ученикам (Говерту Флинку и Якобу Баккеру, работавшим в мастерской Рембрандта в 1633-1635 годах), что практиковалось в художественной среде XVII века. Картина была конфискована нацистами из дома барона Альфонса де Ротшильда в 1938 году и передано в музей Адольфа Гитлера в Линце. В 1946 году работа была возвращена семье барона и прошла через несколько частных собраний, прежде чем была приобретена для Лейденской коллекции в 2007 году.



Портрет мужчины в красном дублете, 1633 год
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

К моменту написания этого портрета художник приобрел репутацию успешного портретиста у амстердамской знати. Несмотря на то, что имя этого благородного, крепко сложенного, статного, с аккуратно подкрученными усами, человека затерялось в веках, исследователи полагают, что его необычный и смелый красный дублет говорит о том, что он был военным или, в более широком смысле, светским высокопоставленным деятелем. Портртет был обнаружен только в начале XX века в частном английском собрании. Известный специалист по Рембрандту Вильгельм Валентинер впервые опубликовал его в 1930 году как вновь обретенную работу мастера.



Женщина в белом чепце, около 1640 года
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

Этот эскиз задумывался не как официальный портрет, а как рисунок с натуры пожилой женщины, скорее всего служанки, одетой в простую одежду. Отвёрнутый край чепца героини обнажил металлический каркас, с помощью которого головной убор закреплялся на голове.



В средине XIX века эскиз был переработан неизвестным автором в официальный портрет. Видимо, пытаясь повысить социальный статус модели, он добавил к изображению меховой воротник и накидку. Во время реставрации 2003-2005 гг. картине вернули прежний вид.



Портрет старика (возможно, раввина), около 1645 года
Рембрандт Харменс ван РЕЙН



Голова девушки, 1645 год
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

На первый взгляд кажется, что этот маленький, написанный в свободной манере набросок относится к жанру tronies, так называемым экспрессивным головам, которым очень увлекались в мастерской Рембрандта. Но этот этюд маслом послужил эскизом к изображению Девы Марии, склонившейся к Младенцу, на одном из выдающихся шедевров Рембрандта Святое семейство



Автопортретом с затенёнными глазами, 1634 год
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

На протяжении жизни Рембрандт постоянно писал собственные портреты, экспериментировал на эскизах и набросках, что привело к тому, что в наследии художника трудно найти два идентичных автопортрета. С портрета 1634 года на нас горделиво взирает самоуверенный и загадочный молодой человек, на глаза которого падает тень от берета. Пристальный взгляд притягивает, невольно заставляет остановиться, внимательно всмотреться в лицо мастера, а может быть и задать молчаливый вопрос...



Фотографии разных лет после расчистки Автопортрета с затенёнными глазами
1935 год                                                                   1950 год                                                                   1980 год

Примечательно, что этот автопортрет Рембрандта был полностью переписан другими художниками. Лишь в конце ХХ века картину расчистили от поздних наслоений и подлинный образ художника предстал перед зрителями. Фотография середины 1930-х годов представляет довольно экзотичного мужчину средних лет с длинными тёмными вьющимися волосами, усами и тонкой бородой. На нём была надета шуба и высокая польская шапка, так называемый колпак, подбитый золотом, и золотая цепь, дважды перехватывающая мантию. В 1950-е годы при расчистке часть верхней записи удалили и под колпаком на голове мужчины обнаружили берет, а в 1980-е более короткие волосы модели. Технические исследования Рембрандтовского Исследовательского Проекта в 1990-х выявили, что вероятнее всего, портрет переписали в мастерской Рембрандта в 1636-1637 году, несколько лет спустя создания оригинала.



Портрет сидящей женщины со скрещенными руками, 1660 год
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

В последние десятилетия жизни Рембрандт часто обращался к поясным изображениям пожилых людей. Художник показывал их в моменты созерцания или внутренних переживаний. К ним относится и сдержанный по стилю Портрет сидящей женщины со скрещенными руками, отмеченный более темной палитрой и густыми широкими мазками. Прожитая жизнь отражена в её облике: глубоко запавшие глаза, пристально смотрящие вдаль, ямочка на подбородке, маленький рот, широкий нос, натруженные руки, увядающая кожа. Женщина излучает спокойствие и умиротворённость, оставшись наедине со своими мыслями и воспоминаниями.



Портрет матери Рембрандта, 1628 год
Мастерская Рембрандта Харменса ван Рейна

В продолжение темы старости. Этот портрет матери написан с гравюры самого Рембрандта 1628 года. Женщина не раз служила моделью для художников Лейдена, в том числе Яна Ливенса и учеников студии Рембрандта.



Портрет Рембрандта в восточном одеянии 1631 год
Исаак де ЯУДЕРВИЛЬ (1612-1648)

Картина написана одним из первых учеников Рембрандта Исааком де Яудервилем, уроженцем Лейдена, в 1631 году, когда Рембрандт собрался переезжать в Амстердам. Это учебная копия автопортрета самого Рембрандта. Копирование работ мастеров было стандартной практикой обучения живописи со времен эпохи Возрождения. Несмотря на то, что оно нередко приводило к подражанию, но тем не менее способствовало подробному знакомству молодых художников с техникой и живописной манерой учителей.



Автопортрет в восточном одеянии
Рембрандт Харменс ван РЕЙН

Версия Яудервиля отличается от картины Рембрандта большей насыщенностью цвета и отсутствием собаки на переднем плане. Большой пудель был дописан на автопортрете позже, и портрет ученика позволяет нам увидеть оригинальный замысел. Работа была выполнена настолько качественно и точно, что долгое время считалась картиной самого Рембрандта. Только в 1980-х годах Эрнст ван де Ветеринг приписал её де Яудервилю, сравнив произведение с другими известными работами художника.



Автопортрет, около 1629-30-х годов
Ян ЛИВЕНС (1607-1674)

Ян Ливенс, земляк, друг, коллега, соратник и соперник Рембрандта. Параллельно с Рембрандтом он обучался живописи в амстердамской мастерской Питера Ластмана. После возвращения в Лейден молодые люди подружились и в течение нескольких лет делили одну мастерскую на двоих, под которую Рембрандт собственноручно переоборудовал отцовский амбар. Каждый из них работал самостоятельно, но несомненно оба художника оказывали заметное влияние друг на друга. Особенно оба преуспели в создании колоритных портретов и передаче человеческих эмоций и было неясно, кто из двух друзей в дальнейшем прогрессирует больше.

Этот великолепный автопортрет является вершиной раннего творчества Ливенса, изобразившего себя крупным планом, с пышными вьющимися волосах и пронзительным выражением широко распахнутых глаз. В отличие от друга, писавшего автопортреты на протяжении всей творческой жизни, Ян изобразил себя лишь несколько раз, но все последующие работы были менее выразительны.



Игроки в карты, около 1625 года
Ян ЛИВЕНС

Если судить по меловым отметкам на доске позади весёлой компании, свидетельствующим о количестве выпитого ею в трактире, ночная карточная игра удалась. Художник запечатлел драматический момент, когда один из солдат-игроков осознал, что он проиграл, увидев победно протянутый ему соперником туз червей. Теплый свет свечи, скрытой за фигурой солдата на переднем плане, освещает лица сидящих вокруг стола, подчёркивая их эмоции: любопытство, веселье, разочарование, триумф. Ливенс написал яркую одежду и выразительные лица персонажей смелыми, небрежными мазками, тем самым подчеркнув их грубый характер и традиционную негативную ассоциацию к азартными играм у общества.



Счетовод за столом, около 1627 года
Ян ЛИВЕНС

Ранние картины Яна Ливенса отличаются яркой цветовой палитрой и контрастной светотенью, смелым обращением художника с краской. Эти приёмы он заимствовал у утрехтских караваджистов, испытавших, в свою очередь, влияние Караваджо, итальянского мастера светотени. Это подтверждает настоящая работа художника, изобразившего уставшего пожилого счетовода за столом в окружении груды книг и бумаг. Яркий свет озаряет лицо, опущенные глаза, подчеркивает морщины и длинную седую бороду старика.



Мальчик в плаще и тюрбане (Портрет принца Руперта Пфальцского), около 1631 года. Дерево, масло
Ян ЛИВЕНС
Считают, на этой картине Ян Ливенс изобразил принца Руперта Пфальцского, сына курфюрста Фридриха V и Елизаветы Стюарт.

Одежда юноши - плащ насыщенного оранжевого цвета, скрепленный золотой цепью, и роскошный тюрбан из голубой и золотистой ткани, украшенный изящным страусинным пером - соответствует турецкой и персидской моде, популярной в те дни при голландском и английском дворах. Пухленькие губки и щёки, чистая кожа, устремлённый вдаль взгляд выразительных глаз, выражает одновременно беззащитность, любопытство и достоинство двенадцатилетнего мальчика. В том же году Ливенс написал ещё и портрет старшего брата мальчика с его учителем, также в восточных костюмах. Заручившись покровительством английского двора, в 1632 году Ливенс уехал в Англию, где снискал себе заслуженную славу придворного живописца короля Карла I.

На этом прервалось творческое взаимодействие Ливенса и Рембрандта, который, в свою очередь, переехал из Лейдена в Амстердам.



Давид и Урия, 1619 год
Питер ЛАСТМАН (1583-1633)

На выставке представлена одна картина известного амстердамского исторического живописца и популярного педагога, учителя Рембрандта и Яна Ливенса, Питера Ластмана. Картина Давид и Урия написана на ветхозаветный сюжет, повествующий о царе Давиде, пленившемся редкой красотой Вирсавии, жены воина Урии Хеттянина, и соблазнившем её. Художник изобразил тот неприглядный момент, когда Давид передает коленопреклоненному Урии роковое письмо, обращённое к его военачальнику с просьбой поставить мужа своей возлюбленной в бою там, где будет самое сильное сражение, чтобы он погиб.



Явление ангела Агари, около 1645 года
Карел Питерс ФАБРИЦИУС (1622-1654)

Ещё одна работа, написанная на библейский сюжет, принадлежит кисти одного из самых талантливых учеников Рембрандта Карела Фабрициуса. Художник изобразил мистическую встречу Агари, изгнанной с ребёнком Исмаилом из дома Авраама и Сарры и скитавшейся по пустыни, и Ангела, поведавшего женщине о колодце с живой водой и предсказавшего происхождение от её сына великого народа. К сожалению, жизнь художника трагически оборвалась в 32 года во время взрывов на пороховых складах в 1654 году, полностью уничтоживших целый городской квартал, в том числе и мастерскую художника. Поэтому в мире сохранилось всего около полутора десятков картин Фабрициуса, и каждая из них является настоящей драгоценностью для собрания, которому принадлежит.



Симеон во храме (Сретение), 1672 год
Гербрандт ван Ден ЭКХАУТ (1621-1674)

Гербрандт ван ден Экхаут, краткий период учившийся в мастерской Рембрандта в Амстердаме, в основном известен своими портретами и историческими сценами, часто на библейские сюжеты. Иосиф и Мария преклоняют колени. В руках у Марии голуби, предназначенные для принесения в жертву. Симеон признаёт в сыне Марии Спасителя берет его на руки и благодарит Бога.

Лейденская коллекция даёт нам возможность познакомиться с работами ещё одного ученика Рембрандта художника Фердинанд Бола



Автопортрет у парапета, 1648 год
Фердинанд БОЛ (1616-1680)

Автопортрет у парапета написан Болом в 32-летнем возрасте, когда он уже около семи лет работал самостоятельным мастером в Амстердаме. Но влияние учителя ещё было очень заметно, в том числе и интерес к автопортрету. На эту работу Бола вдохновил Автопортрет в возрасте 34 лет Рембрандта, созданный в тот период, когда прижизненная слава художника достигла зенита.



Фердинанд Бол, как и учитель, изобразил себя вполоборота, стоящим у парапета. Правая рука изящно расположилась на вышитой богатым узором подушке. Его костюм сочетает одежду XVI и XVII веков: дуплет, темно-красный с золотой отделкой бархатный плащ, толстые золотые цепи и медальон, чёрный берет, увенчанный длинным пером. Весь вид молодого человека излучает уверенность, благополучие и некоторое высокомерие. Прекрасно выписаны текстуры тканей, особенно блеск золотой нити на его красном плаще. Следует отметить, что в своё время Фердинанд Бол был известным и успешным художником.



Явление ангела пророку Илии, около 1642 года
Фердинанд БОЛ

Одна из ранних работ Бола на библейский сюжет написанная вскоре после окончания им обучения в мастерской Рембрандта. Изображена сцена из жизни ветхозаветного пророка Илии, бежавшего в пустыню от преследования Иезавели, жены Ахава, царя Израиля. Илия в отчаянии молил Бога, чтобы Тот отнял у него жизнь. После этого он лег под можжевеловый куст и заснул. Ангел, посланный Богом, явился Илии с пищей и питьем, приказал ему есть и пить, чтобы тот мог совершить сорокадневный переход до горы Божьей Хорив, где Моисей получил десять заповедей. Эта картина была практически неизвестна вплоть до появления её на одном из аукционов 2007 года.



Мужчина в меховой шапке, около 1646-1648 годов
Фердинанд БОЛ

Одно время работу определяли как tronie - портретный набросок, к которым мастер часто обращался в 1640-1650-е годы. Однако это поколенное изображение роскошно одетого мужчины больше напоминает официальный портрет. Бол мастерски использовал свет и тень для передачи разнообразных фактур: от блестящего коричневого халата до роскошного (вероятно, соболиного) меха и отороченной мехом шапки. Белая рубашка с запахом и оттоманский халат отсылают к восточным одеждам XVI века. Этот экзотический костюм необычен для портретов и автопортретов художника, как правило, его персонажи одевались в элегантные плащи и бархатные береты.



Автопортрет, 1643 год
Говерт ФЛИНК (1615-1660)

Ещё автопортрет, автор которого также был одним из учеников Рембрандта и вдохновился его работой, о которой я рассказала выше. Ещё совсем недавно начинающий живописец, Говерт Флинк продемонстрировал растущее мастерство и виртуозное владение кистью: стоя у парапета, как мэтр, он излучает самовлюблённость, самоуверенность, и элегантность.



Аллегория христианской веры, 1626 год
Хендрик ТЕБРЮГГЕН (1588-1629)

Этот художник очень повлиял на творчество Рембрандта. Он бывал в Италии, где познакомился с Рубенсом и Караваджо, видел их работы, узнал новое о композиции, использовании света и цвета. Хендрик принадлежал к группе художников, известных как утрехтские караваджисты: они стали работать со светом и тенью в духе Караваджо, но в Нидерландах. Рембрандт никогда не ездил в Италию, но благодаря другим мастерам, в том числе Тербрюггену, ему удалось понять, как работает свет, как он меняет плоскость картины.

В углу скромной комнаты сидит молодая женщина, которая с лёгкой улыбкой задумчиво и отрешённо смотрит вверх, отводя глаза от мирского царства. На ней надеты нижняя рубашка, синяя мантия и кремовый платок. В одной руке она держит перед собой свечу, а на коленях лежит большой крест. Контраст между её физическим присутствием и духовностью сцены подчеркивается световыми эффектами, которым Хендрик Тербрюгген уделял особое внимание. Благочестивое и задумчивое настроение картины позволило воспринимать её как аллегорию веры.

Продолжение следует

Картинки с выставки, Изобразительное искусство, Рембрандт, Лейденская коллекция, Вернисаж

Previous post Next post
Up