Она была ни на кого не похожа...

Dec 10, 2015 12:33


Очаровательная малышка Августа Ада, родившаяся в этот день 200 лет тому назад, уже через месяц осталась без своего знаменитого отца, когда, уставшая от его чудачеств, супруга, забрав дочь, уехала в имение своих родителей. В феврале 1816 года последовал развод, а ещё через пару месяцев, так больше и не увидев крошку, поэт навсегда покинул Англию, отбыв в романтическое путешествие на материк.



Ада Лавлейс в детстве
гравюра по рисунку Фрэнка СТОУНА

Дочь сердца моего, малютка Ада!
                                                                                Похожа ль ты на мать?
                                                                                В последний раз, когда была мне суждена отрада,
                                                                                Улыбку видеть детских синих глаз,
                                                                                Я отплывал…


Вы, конечно, догадались, что речь идёт об Августе Аде Байрон, более известной нам под именем Лавлейс. Родителями Ады были поэт-романтик Джордж Гордон Байрон и Анна Изабелла Милбенк, дочь и наследница барона Ральфа Милбенка.



Портреты Джорджа Гордона Байрона и Анны Изабеллы Милбенк

Справедливости ради надо сказать, что и красавица Аннабелла тоже вскоре, оставив девочку на попечение родителей, отправилась в длительное турне, надеясь поправить своё пошатнувшееся после замужества здоровье. И возвратилась к тому времени, когда можно было уже заняться воспитанием дочери.



Ада Байрон в возрасте четырех лет

Леди Байрон всячески оберегала дочь от возможного влияния отца и его стихов, поэтому в доме никто и никогда не должен был упоминать имени поэта, из семейной библиотеки были изъяты не только все произведения Байрона и вообще вся поэзия. Девочка испытывала интерес к географии, но мать, женщина голубых кровей и строгих правил, имевшая редкое для светской дамы пристрастие к математике, которую Байрон прозвал Королевой Параллелограммов, заставляла Аду часами зубрить арифметику, а за неповиновение могла запереть в комнате, принуждая часами лежать без движения. Она хотела развить в дочери свои аналитические способности в противовес романтическим задаткам, которые могли достаться девочке от отца.



Леди Аннабелла Ноэль Байрон, 1833 год

Усилия матери не пропали даром. В 12-летнем возрасте Ада начала тайком что-то писать, чем не на шутку взволновала Анну Изабеллу, решившую, что дочь начала сочинять стихи. Но оказалось, что она мечтала о полётах и чертила своем девичьем альбоме летательные аппараты, пытаясь делать даже несложные расчёты. Она изучила анатомию птиц, чтобы определить правильную пропорцию между крыльями и телом, подбирала материалы для изготовления крыльев. Аду манила изысканность математической логики, а не красота и элегантность поэтической рифмы. Однако в июне 1829 года девушка серьёзно заболела. Корь, которую тогда лечить не умели, дала осложнение, её парализовало и она оказалась на долгих три года практически прикованной к постели. Мать приглашала к дочери самых прославленных докторов и известных учителей, ведь Ада, несмотря на тяжёлую болезнь, очень хотела учиться. Как и другие её сверстницы, Ада Байрон получала прекрасное домашнее образование, но кроме этого, она самостоятельно изучала математику, брала частные уроки.



Портреты Августа де Моргана и Мэри Соммервиль

Её наставниками были Август де Морган, первый профессор математики Лондонского университета и знаменитая Мэри Соммервиль, переводчик Трактата о небесной механике французского астронома Пьера Лапласа. Морган очаровал девочку магией чисел, математика стала для неё не просто любимым увлечением, а судьбой на всю жизнь. Особенно Ада привязалась к Мэри, которая вскоре стала для своей воспитанницы не только кумиром и непререкаемым авторитетом, но и подругой. Со временем болезнь отступила: Ада начала передвигаться в 16 лет, опираясь сначала на специальную коляску, потом коляску сменили костыли, а затем и вовсе девушка стала на ноги. Помимо математики, Ада превосходно играла на музыкальных инструментах и владела несколькими иностранными языками, замечательно танцевала. Её ожидал первый выход в свет...



Портрет Ады Байрон, 1832 год

Выход состоялся в семнадцатилетнем возрасте и не остался незамеченным, Ада Байрон была представлена королю Вильгельму IV и королеве Аделаиде. Изящная и утончённая английская аристократка с чёрными локонами, томными глазами, мраморно-белой кожей и обворожительной улыбкой стала популярной красавицей сезона, прозванной Диадемой круга. Но не только и не столько благодаря яркой внешности (эка невидаль!) и происхождению (как бы там ни было, высший свет был в курсе, чья она дочь), но и своему живому блестящему уму. Ее манера, ее вкусы, ее образование - особенно музыкальное, в котором она достигла совершенства, - были женственными в наиболее прекрасном смысле этого слова, и поверхностный наблюдатель никогда не угадал бы, сколько внутренней силы и знания скрыто под ее женской грацией. В той же степени, в какой она не терпела легкомыслия и банальности, она получала удовольствие от истинно интеллектуального общества и поэтому энергично искала знакомства со всеми, кто был известен в науке, искусстве и литературе. С жеманными сверстницами ей было не интересно, они сторонились Ады, язвительно сплетничая за её спиной. Зато джентльмены, несмотря на то, что своими вопросами, знаниями и интеллектом она могла поставить любого из них в тупик, слетались к её ногам, как мотыльки на пламя свечи, не боясь опалить огнём свои крылышки.



Чарльз Бэббидж, 1820-годы
Художник английской школы

Но самая главная встреча её жизни произошла в июне 1833 года, когда Мэри Сомервилль познакомила Аду Байрон с мистером Чарльзом Бэббиджем, 42-летним профессором кафедры математики Кэмбриджского университета, членом Королевского научного общества, одним из крупнейших математиков того времени. С юности Бэббидж мечтал о создании машины, которая могла бы заменить одного или нескольких человек-вычислителей, машиной, безошибочно решающей поставленную задачу. В конце 20 - начале 30 годов учёный закончил описание логарифмической машины (малой и большой разностной), которая смогла бы производить вычисления с точностью до двадцатого знака после запятой. Чертежи легли на стол премьер-министра Великбритании. В 1823 году он получил правительственную стипендию для работы над своим проектом. Постройка механизма отняла у Бэббиджа десять лет, его конструкция постоянно усложнялась, становясь всё более громоздкой и дорогой. В 1833 году финансирование проекта было приостановлено.

Чуть позже в том же июне Бэббидж пригласил Аду на промышленную выставку, на которой демонстрировались новинки науки и техники, где учёный впервые рассказал о своем новом проекте - вычислительной машине, которая должна работать благодаря специально составленным программам и могла выполнять любые заданные ей вычисления. Позже она была названа Аналитической машиной Бэббиджа. Эту чудо-машину с азартом обсуждали великосветские дамы, посещавшие лабораторию учёного. Но только Ада Августа смогла оценить перспективы этой машины, засыпав Бэббиджа вопросами. Де Морган с гордостью описал первую встречу Ады с прародителем компьютера: Пока часть гостей в изумлении глядела на это удивительное устройство глазами дикарей, первый раз увидавших зеркало, мисс Байрон, совсем еще юная, смогла понять работу машины и оценила большое достоинство изобретения. Математические способности Ады Августы поразили мэтра, он назвал её Чародейкой чисел. Ада Байрон и Чарльз Бэббидж подружились, часто встречались, позже между ними завязалась оживлённая переписка. Но внимание друг к другу ограничивалось только научными интересами.



Ада Лавлейс, акварель 1835 года
Неизвестный художник

А 19-летнем возрасте мисс Байрон влюбилась и вышла замуж за 29-летнего барона Уильяма Кинга, которого знала с детства, став Августой Адой Байрон-Кинг. А после того как супруг унаследовал титул графа Лавлейса превратилась в леди Лавлейс, с этим именем она вошла в историю. В браке у неё родилось трое детей-погодков. Однако ни замужество, ни рождение детей, ни быт не мешали Аде с наслаждением заниматься любимым делом - математикой. Наоборот, теперь у неё появился источник финансирования в лице обожающего супруга, потакавшего ей во всех начинаниях, и казны графов Лавлейсов.



Портрет Чарльза Бэббиджа 1845 год
Самуэль ЛОУРЕНС

А дела у Чарльза Бэббиджа шли из рук вон плохо. К его проекту аналитической машины постепенно охладела не только публика, но и различные научные общества. На учёного посыпались насмешки, он был на грани разорения. Изобретатель перепробовал все способы добывания денег: участвовал в изобретении различных приборов и устройств (спидометра, офтальмоскопа, сейсмографа), писал научные книги, роман, сконструировал и демонстрировал за деньги автомат для игры в крестики-нолики, но всё тщетно. С докладами о своём изобретении он отправился покорять континент. В начале сороковых годов Бэббидж был приглашен на семинар в Туринскую артиллерийскую академию. Молодой итальянский инженер и преподаватель Луиджи Федерико Менабреа, будущий премьер-министр страны, пришел в восторг от лекции, записал её, сделав первое подробное описание изобретения, на французском языке, которое было опубликовано в научном журнале в октябре 1842 года под названием Элементы аналитической машины Бэббиджа.



Портрет Ады Лавлейс, 1836 год
Maргарет Сара КАРПЕНТЕР

По просьбе друга Бэббиджа Чарльза Уитстона Ада Лавлейс перевела публикацию Менабреа на английский язык. Однако она не только сделала перевод, но и снабдила текст подробными комментариями, замечаниями и пояснениями, так что её работа по объему превышала статью итальянца более чем в два с половиной раза и содержала 7 примечаний. Именно эти примечания дали потомкам основание назвать Аду Лавлейс первым программистом планеты. Описание аналитической машины, изобретенной Ч. Бэббиджем. С примечаниями переводчика было опубликовано в августе 1843 года.

В своих примечаниях графиня описала возможности вычислительных машин: Аналитическая машина сможет ткать алгебраические формулы, как станок Жаккарда может ткать цветы и листья, составила план операций (по сути первую в мире компьютерную программу), с помощью которого можно решить уравнение Якоба Бернулли, незаменимое в гидравлике. Именно леди Лавлейс принадлежала идея использования для подачи на вход машины двух потоков перфокарт, которые были названы операционными картами и картами переменных: первые управляли процессом обработки данных, которые были записаны на вторых. Ада ввела такие понятия, как цикл, операция, рабочая переменная, хранилище (память), мельница (процессор) и так далее. Она считала, что математические вычисление - не единственное применение аналитических машин; обожавшая музыку Ада Августа предположила, что со временем они будут способны сочинять музыкальные произведения: Суть и предназначение машины будут меняться в зависимости от того, какую информацию мы в нее вложим. Машина сможет писать музыку, рисовать картины и покажет науке такие пути, какие нам и не снились.



Портрет Ады Лавлейс
Уильям Анри МОТЕ и Альфред Эдвард ШАЛОН

Ада Августа помогала Бэббиджу не только знаниями, но и деньгами, не задумываясь тратила средства свои и мужа, обращалась за помощью ко всем, кого знала, включая знаменитостей, Майкла Фарадея, Дэвида Брюстера, Чарльза Уитстона. Дьявольский ум и напористость Ады в вопросе выбивания денег для своего протеже вызвали у современников подозрение в её сговоре с Люцифером; приятель графини Чарльз Диккенс всерьез полагал, что после появлений леди Лавлейс в доме оставался шлейф от нечистой силы. Но со временем отказы в помощи следовали всё чаще. Тогда Ада попыталась создать систему беспроигрышных ставок на бегах, но лошади упрямо отказывались бегать по придуманной ею схеме. Разбогатеть на азартных играх им не удалось. Лавлейсы потеряли практически всё свое состояние; граф Уильям и Бэббидж вскоре оставили эту затею, но Ада, связавшись с профессиональными шулерами и шантажистами, стала игроманкой. Увязнув в долгах, она закладывала в тайне от супруга даже фамильные драгоценности.



Последний портрет Ады Лавлейс, 1852 год
Генри ФИЛЛИПС

От полного разорения графа, как это ни прискорбно, спасла смерть Ады Августы от онкологического заболевания. Леди Лавлейс скончалась, не дожив всего две недели до своего 37-летия (как и её отец, впрочем). Она была погребена рядом с лордом Джорджем Гордоном Байроном в семейном склепе в Ноттингемпшире. Вот так судьба, навсегда разлучившая отца и дочь при жизни, соединила их души после смерти.

Ада Августа Лавлейс - хрупкая болезненная женщина, обладавшая недюжинным умом и чудовищной силой духа, прожила короткую, но яркую жизнь, опередив своё время на сотню лет. Она была ни на кого не похожа и обладала талантом не поэтическим, но математическим и метафизическим... (Олбани Фонбланк редактор лондонского журнала Экзаминер)

В память об Аде Августе Лавлейс назван разработанный в 1980 году язык АDА - один из универсальных языков программирования. Многие считают 10 декабря, день её рождения, Днём программиста.

А учёный и изобретатель Чарльз Бэббидж также не дожил до запуска своей чудо-машины. Его сын Генри собрал по чертежам её сердце - арифметическое устройство, которое вычислило произведения числа Пи на числа натурального ряда от одного до 32 с точностью до 29 знаков, доказав жизнеспособность аналитической машины отца.

ЖЗЛ, Изобразительное искусство, История в картинках, #Ада Лавлейс, Викторианская Англия, Однажды 200 лет назад

Previous post Next post
Up