По следам выставки Валентина Серова...

Oct 29, 2015 11:53


Когда мы с сестрой на выставке Валентина Александровича Серова в Третьяковке на Крымском валу подошли к Портрету Софьи Михайловны Драгомировой, она вдруг сказала: "Ну, прямо мужчина" и даже вышиванка и обилие цветов её не разубедили... Но мне кажется, я понимаю откуда образовалась такая ассоциация. В госпитале, где она работает, есть хирургическая сестра, внешне очень похожая на Софью, такая же бровастая, красивая украинка с властным характером, которую все называют не иначе, как Гренадер:)



Портрет Софьи Михайловны Драгомировой, 1889 год
Валентин СЕРОВ

Захотелось подробнее узнать об этой даме и её судьбе, тем более, что другой её акварельный портрет кисти Серова, также представленный на выставке, упоминал в своей повести о юном художнике Коле Дмитриеве Ранний рассвет Лев Кассиль. И писал Софью Михайловну Драгомирову не только Валентин Серов, но и именитый Илья Репин, и Зинаида Серебрякова (репродукция её одного достаточно редко встречающегося в сети портрета С.М. Лукомской есть у меня в архиве).


Софья была старшей дочерью известного русского генерала от инфантерии Михаила Ивановича Драгомирова и Софьи Абрамовны, урождённой Григорович. К сожалению, портрета Софьи Абрамовны душевной украинской хозяйки, автора известной поваренной книги начала ХХ века В помощь хозяйкам. Рецепты разных блюд и заготовок, соперничавшей до революции с книгой знаменитой Елены Молоховец, не нашлось. Зная о непростой жизни молодых офицеров, их скромном жаловании, Софья Абрамовна обозами возила из своего именья всевозможную снедь (овощи, зелень, живность), накрывая хлебосольные столы для холостых офицеров. Славились также блестящие торжественные рауты и вечера в доме генерал-губернатора и командующего войсками Драгомирова, которые удавались благодаря исключительным способностям Софии Абрамовны их устраивать и угощать так, что воспоминания о драгомировских ужинах и открытых буфетах долго будоражили умы присутствовавших на них гостей и бурно обсуждались в киевских салонах.



Портрет генерала и государственного деятеля Михаила Ивановича Драгомирова в сюртуке генерал-адъютанта с орденом Георгия III степени на шее, 1889 год
Илья РЕПИН
Зато колоритного генерала не раз писал Илья Ефимович Репин и не только в классических портретах.



Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Илья РЕПИН

Художник долго и тщательно подбирал кандидата на роль главного героя и вдохновителя письма запорожцев кошевого атамана Ивана Дмитриевича Сирко для своей знаменитой картины Запорожцы. В итоге моделью стал именно Михаил Иванович Драгомиров, на тот момент командующий войсками Киевского военного округа, а позже - киевский генерал-губернатор. Надо быть философом, как Драгомиров (наш известный герой генерал). Сегодня третий день как пишу с него этюд для Запорожцев и поражен его философским взглядом на жизнь, глубиной ума - не ожидал (восхищённо писал Илья Ефимович Репин в письме к своей ученице Елизавете Николаевне Званцевой)



Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Иван Сирко, фрагмент картины
Илья РЕПИН

Вот таким получился этот легендарный атаман, выигравший около полусотни сражений, все, в которых принимал участие: в папахе и с трубкой в зубах, с лукавым взглядом и дьявольской улыбкой на устах, всем телом нависший над писарем...

Кстати, именно о генерале Драгомирове ходила байка о том, что, забыв по молодости за кутежами вовремя поздравить императора Александра III с именинами, он спохватившсь только на третий день, отбил царю телеграмму:
- Третий день пьем за здоровье Вашего Величества. Драгомиров
На что получил ответ:
- Пора и кончить. Александр

О Михаиле Ивановиче, полководце, национальном герое Болгарии, непревзойдённом военном педагоге, писателе, эрудированном и разностороннем человеке, острослове можно рассказывать часами, но вернёмся к Софье Михайловне.

Во время работы над портретом генерала, Репин обратил внимание на его старшую красавицу-дочь Соню и выразил желание запечатлеть её образ. Это произошло вскоре после того, как её брат Иван, безумно влюбленный в дочь сослуживца отца генерала Домонтовича Шурочку (да-да, вы не ошиблись, будущую Александру Коллонтай, как видите, начала она рано...), из-за неразделённых чувств покончил с собой. Поэтому Софья, тяжело переживавшая смерть брата, на портрете выглядит угрюмой с глубокой тоской в глазах. И даже красочный малороссийский костюм не очень оживил печальный образ девушки.



Портреты Софьи Михайловны Драгомировой, 1889 год
Илья РЕПИН                                                         Валентин СЕРОВ

Однажды во время одного из сеансов к своему учителю в петербургскую студию заскочил Валентин Серов и попросил разрешения присоединиться и написать портрет Софьи. Вот как она сама вспоминает об этом: Помню, что, приехав однажды в октябре 1889 г. на сеанс к Репину ... я застала там неизвестного господина, с которым меня познакомил Репин. Побродив вокруг меня и посмотрев на меня исподлобья, он сказал что-то Репину. Последний обратился ко мне и попросил разрешения Серову тоже писать с меня портрет. Он работал над ним все время, пока оставался в Петербурге. ...Валентин Александрович уехал в Москву, не докончив моего портрета, и передавая его мне, Репин сделал несколько мазков на костюме и аксессуарах, не трогая лица. Думаю их легко узнать, но, насколько помню, им была дописана только рубаха. Такое вольное обращение с его работой, возмутило Серова, написал Репину достаточно резкое письмо, на некоторое время омрачившее их отношения.

Оба портрета долгое время висели рядом в доме генерала Драгомирова в Киеве. Говорят, что многим гостям больше нравился портрет ученика. Что в свою очередь немало обижало маститого Репина. А кому бы отдали предпочтение вы?:)



Портрет Софьи Михайловны Лукомской
Валентин СЕРОВ

Спустя десятилетие встреча Валентина Серова и Софьи Михайловны произошла в Петербурге в доме Зинаиды Владимировны Ратьковой-Рожновой, сестры Дмитрия Философова, куда Лукомская приехала из Киева. Здесь же по заказу супруга Зинаиды Владимировны промышленника Александра Николаевича и был написан этот портрет. Портрет Софьи Михайловны долго не давался художнику. Он был недоволен набросками: получался салонный, сладко-приторный образ, не такой, какой представлялся Серову. Во время сеансов, которые были у нас на квартире, я часто и подолгу видала Валентина Александровича. При этом произошел следующий эпизод, характеризующий отношение Серова к искусству. После того как портрет был вчерне готов, Валентин Александрович вдруг встал, отошел на несколько шагов, посмотрел на него, а затем, не задумываясь, разорвал его на мелкие кусочки... (из воспоминаний Зинаиды Владимировны Ратьковой-Рожновой).

Художник видел в молодой женщине совсем другое; через несколько сеансов ему удалось поймать то неуловимое, что он искал: лёгкая улыбка и задумчиво-тревожный взгляд широко раскрытых темных глаз, обращенный не к собеседнику, а куда-то вглубь, в неведомое пространство и ищущий ответы на вопросы совсем в ином мире. Грусть является неотъемлемым природным свойством души Драгомировой. Несмотря на то, что этот портрет прост по композиции, лаконичен в цветовом решении, он славится как один из самых лучших акварельных портретов, исполненных Валентином Серовым.

А вот небольшой эпизод из повести Льва Кассиля Ранний рассвет, посвящённой юному художнику Коле Дмитриеву, касающийся этого портрета:
Совсем проникся Коля уважением к своему просвещенному другу, когда в школе возник среди ребят спор о серовском портрете Лукомской, написанном акварелью. Витя утверждал, что эта работа Серова называется "Портрет Лукомской". Коля же, считавший себя уже знатоком Серова, говорил, что это "Портрет Драгомировой". Поспорили на карандаш Руслан, который в то время ценился в школьном обиходе. В качестве верховного судьи для решения этого спора был избран пятиклассник Медведев. Он тоже придерживался Колиной точки зрения, считая, что Витя неправ - Серов писал портрет Драгомировой. Колин авторитет в классе в то время уже был так велик, что на Витю только руками махали:
- Что ты, ну конечно, Драгомировой! Эх, брат, видно, совсем Серова не знаешь!

Пошли в Третьяковку чуть ли не всем классом. И оказалось, что портрет-то действительно писан с Лукомской... Коля был сперва обескуражен, но упрямо твердил, что он еще не сдается.

На другой день благородный и во всех таких делах очень щепетильный Витя сам принес в класс книгу, в которой была репродукция с портрета, вызвавшего столько споров. И под портретом было написано: "Лукомская, урожденная Драгомирова".

Таким образом, карандаш остался неразыгранным. Зато уважение класса к обоим друзьям сильно укрепилось.

Мне кажется, что Коля был не так уж неправ. Дело в том, что Софья Драгомирова стала женой преданного друга, ученика и сослуживца её отца старшего адъютанта штаба Киевского военного округа Александра Сергеевича Лукомского, только в 1902 году, а портрет был написан Серовым в 1900. Скорее всего привычное нам название дано портрету уже после замужества Софьи Михайловны. У супругов в браке родилось двое детей-погодков: дочь Софья в 1903 и сын Сергей в 1904 годах.




Получив накануне Первой мировой войны звание генерал-майора, Александр Сергеевич Лукомский, отказавшись от штабной работы, предпочёл службу в действующей армии, участвовал во многих сражениях Первой мировой, в том числе в знаменитом Брусиловском прорыве. Позже революционные ветры не раз бросали Лукомского из огня да в полымя...



Николай II накануне отречения
Вячеслав АЛЕКСЕЕВ



Отречение от престола императора Николая II 2 марта 1917 года. О провидение, Благословение нам ниспошли!
Иван КОВАЛЕНКО

Генерал Лукомский участвовал в создании Временного правительства; вместе с директором Дипломатической канцелярии при Ставке верховного главнокомандующего Николаем Базили, вооружившись Сводом Законов Российской Империи, составил проект манифеста об отречении Николая II и присутствовал при отречении самодержца; внёс свою лепту в Корниловский мятеж, за что был арестован и помещён в Быховскую тюрьму. После освобождения в конце 1917 года он стал видным деятелем Белого движения и одним из организаторов Добровольческой армии. Вместе с мужем трудный путь прошла и Софья Михайловна, оставившая детей на попечение родственников и гувернанток, она тоже побывала в заключении. В феврале 1920 года после увольнения со службы генерал выехал за границу: шхуна Ольга - Константинополь - Ницца, где служил советником Великого князя Николая Николаевича и по поручению которого ездил по всему миру (в том числе в Японию и Китай), для ознакомления с расстановкой эмигрантских вооруженных сил и отношением к ним местных властей. Софья Михайловна, сумевшая вывезти из России драгоценности, перебравшись в Ниццу и продав кое-что, арендовала большую виллу в ближайших окрестностях и открыла пансион, на средства от которого они существовали некоторое время. Но затем семья опять начала скитаться: Словения, потом Белград, а в 1923 году - США. Но через два года, завершив кругосветный вояж, генерал вернулся в Нью-Йорк и забрал жену во Францию в Париж ко двору Великого князя. А на следующий год вызвал и дочь Софью, сын Сергей остался в Америке. Именно в Париже пригодились Лукомской навыки, доставшиеся от её матери, идеальной жены и хозяйки. Софья Михайловна открыла ателье по вязанию модных кофточек и свитеров, которые с руками отрывали богатые американские туристы. Семья жила на доходы от этого ателье, так как Александр Сергеевич к этому моменту уже отошёл от дел. Софья Александровна вместе с внучкой Льва Толстого Татьяной Сухотиной работала в американской компании.

В начале 1939 года Александр Сергеевич скончался. Немецкую оккупацию мать и дочь пережили в особняке соседнего пригорода Нейи. Теперь уже дочь Софья содержала мать. На велосипеде она ездила по деревням, добывая пропитание.



Aпaртаменты Софьи Михайловны Драгомировой-Лукомской
Aлeксандр СЕРЕБРЯКОВ

В годы пребывания в Париже состоялось знакомство Лукомских с русской художницей-эмигранткой Зинаидой Серебряковой. Она написала портрет дочери Софьи Александровны Лукомской (я его, к сожалению, не нашла, пишут, что он был передан в 1991 году в Русский музей), на котором изображена задумчивая, романтичная, ушедшая в себя девушка в легком кисейном платье, с красивыми руками, сложенными на коленях. На шее - нитка крупного красного жемчуга... Может быть кто-нибудь знает такой портрет Серебряковой? Но мне кажется, что именно он присутствует в интерьере апартаментов на следующей картине.



Aпaртаменты Софьи Михайловны Драгомировой-Лукомской, 1945 год
Aлeксандр СЕРЕБРЯКОВ

О дружбе этих семей говорят также картины сына Серебряковой Александра Борисовича, известного русского художника, декоратора и акварелиста, а также сценографа и иллюстратора, писавшего в основном интерьеры Прекрасной Эпохи. Портретист интерьеров, как его называли, воссоздавал в акварелях и миниатюрных макетах обстановку и внутреннее убранство знаменитых особняков Европы, салонов коллекционеров и меценатов. Тщательно и детально выписанные интерьеры апартаментов Софьи Михайловны Лукомской свидетельствуют о том, что Александр бывал там не однократно.



Портрет Софьи Михайловны Лукомской
Зинаида СЕРЕБРЯКОВА
Этот портрет Софьи Михайловны - простоволосой убелённой сединами мудрой дамы с еле заметной доброй улыбкой на губах и с большим православным крестом на шее - был написан не позже 1945 года.



Портрет Софьи Михайловны Лукомской, урожденной Драгомировой, 1947 год. Калужский областной художественный музей
Зинаида СЕРЕБРЯКОВА

В послевоенные годы Зинаида Евгеньевна написала ещё два портрета матери и дочери Лукомских. Перед нами портрет вдовы, живущей прошлым и воспоминаниями о них. И вновь в чёрном, с той же загадочной улыбкой, грустью в глазах и взглядом, устремлённым неведомо куда, как и на акварельном портрете Валентина Александровича Серова.



Портрет Софьи Александровны Лукомской, 1948 год.
Зинаида СЕРЕБРЯКОВА

Серебряковы и Лукомские были не только дружны, но состояли в переписке после отъезда последних в США после войны. Софью Александровну, знающую несколько иностранных языков, приняли на работу переводчицей в Организацию Объединенных Наций. Последние годы жизни Софья Михайловна Драгомирова-Лукомская прожила в городке Си-Клифф на берегу океана на Лонг-Айленде. За год до смерти матери Софья Александровна вышла замуж за участника белого движения Якова Сергеевича Исакова. В 1953 году в возрасте 82 лет Софья Михайловна скончалась.

В 1991 году Софья Александровна Исакова-Лукомская попросила своего дальнего родственника Алексея Борисовича Иордана (кстати, отца того самого Бориса Иордана, некоторое время возглавлявшего компанию НТВ), впервые оказавшегося на исторической родине, передать четыре портрета кисти Зинаиды Серебряковой, а также портрет их предка, Степана Родионовича Лукомского, написанный Василием Боровиковским в дар Русскому музею в Ленинграде. Миссия была выполнена, после чего Софья Александровна заметила: Теперь можно и умереть спокойно. Шедевры там, где им и надлежит находиться. Сама же Софья Александровна ушла из жизни в 1997 году.

Живопись, #Александр Серебряков, #Зинаида Серебрякова, Валентин Серов, Изобразительное искусство, Илья Репин, #Валентин Серов

Previous post Next post
Up