...могу сказать определенно: я не знаю ни одного знаменитого художника, который был бы к тому же столь великим премьером
Главный редактор журнала Art News доктор Артур Фракфуртер
Уинстон Черчилль у мольберта, 7 января 1946 год
В мае 1940 года Уинстон Черчилль стал премьер-министром Великобритании и занимал этот пост всю Вторую мировую войну. На этот непростой период он практически приостановил свои занятия живописью.
Озеро Карецца (озеро Радуги) в Доломитовых Альпах, 1940 год
Вид на Кап-Мартен, Лазурный берег, 1940 год
А пока премьер-министр занимается государственными делами, руководит страной вспомним ещё об одном любимом уголке Уинстона Черчилля, который он называл самым прекрасным местом на земле. Речь идёт об одной из древних столиц Марокко - городе Марракеше, расположенном у подножья горного хребта Высокий Атлас.
Марракеш, 1935 год
Пальмы и люди в Марракеше, 1935 год
Впервые политик побывал здесь в декабре 1935 года и сразу влюбился в этот город. Он приехал в Марракеш из промозглой холодной Англии ради живописной природы, яркого солнца и ясного неба, чтобы отдохнуть перед предстоящей работой над написанием книги о жизни своих предков - герцогов Мальборо. И опять покой и уединение ему принесла ему живопись.
Дома и Люди в Марракеше, 1935 год
Река в Марракеше, 1935 год
Черчилль остановился в знаменитом отеле Ла Мамуния, удивительном творении знаменитого французского архитектора Анри Проста, сооружённом на месте бывшего дворца правителя Марракеша Мулай-эль-Мамуна. Отель, синоним роскоши и гламура, расположен у высоких розовых стен Медины Марракеша, окружен дивными оливковыми и апельсиновыми садами. Гостями Ла Мамунии бывали в разные времена многие знаменитые личности - политики, кинозвезды, писатели, художники.
Закат над Атласскими горами, Марракеш, 1935 год
Долина реки Оурика, Марракеш, 1935 год
Уинстон Черчилль и здесь действовал согласно собственному ритуалу: ежевечерне он на закате дня выходил на балкон своих апартаментов, садился за мольберт и под заунывные крики муэдзина начинал писать пейзажи, открывающиеся его взору, на фоне вершин Атласских гор.
Марракеш, 1943 год
И только однажды в период своего премьерства в годы Второй мировой Уинстон Черчилль взялся за кисти и краски. Во время конференции в Касабланке он предложил американскому президенту Франклину Рузвельту отдохнуть пару дней в Марракеше и полюбоваться картиной захода солнца за снежные хребты Атласских гор. Рузвельт согласился, политики на двух военных джипах пересекли пустыню и остановились на вилле Тейлора, принадлежавшей американскому вице-консулу. Однако удовольствие это было не из дешёвых. На всём 240-километровом пути их следования были выставлены патрули, сверху продвижение прикрывала военная авиация.
Марракеш, 1943 год
На вилле Черчилль поднялся на крышу, туда же доставили и коляску с президентом США, и там союзники, расположившись рядом в этом оазисе тишины, с восхищением наблюдали за величественным заходом земного светила. Марракеш - самое красивое место на нашей планете, - прошептал Черчилль. На следующий день американский президент отправился на родину, а премьер-министр задержался ещё на сутки. Картина, написанная им в тот день, стала едва ли не единственной живописной работой за годы пребывания его в должности премьер-министра во время Второй мировой войны. Позже Уинстон Черчилль подарил её Франклину Делано Рузвельту в память об их совместной поездке в Марракеш в разгар войны. А ещё в конце 1944 года Черчилль, заболевший пневмонией, по дороге из Каира в Лондон остановился в Марракеше, чтобы поправить своё пошатнувшееся здоровье.
Деревня рядом Марракешем, 1948 год
Мечеть в Марракеше, 1948 год
Марракеш, 1948 год
Марракеш, 1948 год
Долина Оурика и Атласские горы, 1948 год
Атласские горы, вид от Марракеша, 1949 год
Городские ворота в Марракеше и мужчина на осле, 1950 год
Городские ворота в Марракеше, 1950 год
Группа пальм в Марракеше, 1950 год
И в дальнейшем после окончания войны Черчилль возвращался в Марракеш вновь и вновь. Он любил вместе с семьей и друзьями под Рождество и Новый год сбежать от английской зимы в этот тёплый уютный край. Он по-прежнему останавливался в отеле Ла Мамуния, наслаждался идиллическими пейзажами окрестностей и величественными видами Атласских гор. И, закурив очередную сигару, попивая коньячок (или виски), живописал красоты природы...
Ущелье Тодра, Марокко, 1950 год
Вид на Тинхерир, Марокко, 1951 год
Сад отеля Ла Maмуния. Марракеш. 1954 год
Вид на Марракеш и горы Атлас, 1955 год
Вид на Марракеш, 1955 год
Дорога в Марракеш, с мужчиной, ведущим верблюда, 1958 год
Но мы отвлеклись... После окончания Второй мировой англичане на выборах прокатили Уинстона Черчилля. Консервативная партия, которую он возглавлял, летом 1945 года потерпела сокрушительное поражение, а сам политик потерял пост премьер-министра и вновь оказался не у дел. Его больше всего раздражали бездействие и праздность: Я не могу приучать себя к безделью всю оставшуюся жизнь. Намного лучше быть убитым в самолете или умереть, как Рузвельт. Теперь я иду спать в полночь, потому что мне нечего больше делать... И вновь, как и тридцать лет назад, на выручку ему пришла живопись.
Вилла на реке Нивель, 1945 год
Первую картину после Второй мировой войны Уинстон Черчилль написал в июле 1945 года во Франции, находясь в гостях у канадского генерала Раймона Брютинеля: Вилла на реке Нивель. Гостившая у Брютинеля жена британского консула в Бордо, занимавшаяся живописью профессионально, убедила политика вновь сесть за мольберт.
Сен-Жан-Кап-Ферра, 1945 год
Церковь на озере Комо, 1945 год
Большое дерево на берегу озера Комо, 1945 год
Небольшие деревья на берегу озера Комо, 1948 год
На берегу Озера Комо, 1945 год
Но лишь к осени Черчилль начал понемногу выходить из депрессии, продолжавшейся все лето 1945 года. В сентябре по приглашению верховного командующего союзными войсками на Средиземноморском театре военных действий и своего друга фельдмаршала Александера он отправился отдыхать в Италию на ведомственную виллу, расположенную на озере Комо, известном своими живописными пейзажами. Уинстон Черчилль вновь взялся за кисть, возобновив регулярные занятия живописью: ...я снова обрел душевное равновесие. Чувство свободы наполняет меня радостью... ...Остаток своих дней я посвящу живописи. Никогда еще я так хорошо не рисовал! Здесь экс-преимьер написал несколько очаровательных пейзажей.
Деревня рядом с Лугано, художник за мольбертом, 1945 год
Гора Сент-Виктуар
Вид на канал в Брюгге
Черчилль-живописец, Брюгге, Cote Canal
Бегинаж, Брюгге, 1946 год
Вид на Женевское озеро, Швейцария, 1946 год
Женевское озеро со стороны виллы Шуази и Монблан вдали, 1946 год
Вид из купальни в Майами, 1946 год
Вилла на Ривьере
Настурции в серебряной вазе
Деревенский дом на юге Франции
Пон-дю-Гар (самый высокий сохранившийся древнеримский акведук, река Гардон, Франция)
Сцена в гавани, 1947 год
В 1947 году Уинстон Черчилль отобрал несколько работ для Королевской академии искусств, как и ранее, подписав их вымышленным именем - мистер Дэвид Винтер. Две его картины были приняты и признаны строгими академическими мэтрами. Это не только удивило, но и одновременно обрадовало политика, так как он по-прежнему очень снисходительно относился к своим достижениям в области живописи. Но о нём уже заговорили, как о перспективном живописце, его полотна начали пользоваться успехом, их приобретали известные коллекционеры.
Побережье недалеко от Марселя, 1947 год
Бронзовый Будда и Гиппеаструм Скарлет, 1948 год
Скалы вблизи Канны, 1948 год
Ещё через год, когда выяснилось, что поданные на конкурс картины принадлежат бывшему премьер-министру, Уинстону Черчиллю торжественно пожаловали звание почётного члена Королевской академии искусств. При этом ему был вручён диплом за подписью Почетного члена академии короля Георга VI: Это уникальное назначение стало возможно благодаря постоянной службе нашему Королевству и его людям, а также Вашим достижениям в искусстве живописи.
На пленере Франция, 1948 год
Фонтен-де-Воклюз, 1948 год
Фонтен-де-Воклюз, 1948 год
Немного об этом месте во Франции. Если бы не картины Черчилля, я бы и не подозревала о его существовании. Деревня Фонтен-де-Воклюз - одно из примечательных туристических мест в Европе (несмотря на то, что население её всего около 700 человек). Именно здесь писал любовные сонеты к Лауре и предавался тоске, оставаясь наедине с романтической природой, великий Франческо Петрарка, поселившийся в Воклюзе после нескольких лет скитаний из-за неразделённой любви. Достопримечательностью этих мест является волшебный источник неземной красоты в ущелье загадочной бездонной пещеры, дающий начало реке Сорг, ставший предметом поклонения древнего племени галлов, бросавших в находящееся внутри озеро золотые и бронзовые монеты, ритуальные жетоны с изображением битв и сцен охоты, железные гвозди, бронзовые браслеты и заколки для платья, которые начали попадаться учёным в ходе подводной археологической экспедиции на глубине 20-30 метров только в XXI веке.
Фонтен-де-Воклюз, 1948 год
Фонтен-де-Воклюз, 1948 год
Фонтен-де-Воклюз, 1948 год
Окруженный с трех сторон высокими скалами, Фонтен-де-Воклюз омывается рекой, берущей начало в подземном озере. Вода здесь необыкновенно чистая и какого-то неестественного зелёного цвета, который усиливается стелящимися по дну изумрудными водорослями. Источник расположен в гроте под навесом скалы. В зависимости от времени года, он представляет собой то глубокую пещеру с водой на дне, то озеро бирюзового цвета, переходящее в бурлящий поток. А в средине весны, когда уровень воды в озере Воклюз начинает быстро расти, из отверстия в скале начинает бить фонтан, образованный выбросом струи до 200 м³/сек, падающей с каменных глыб красивыми водопадами. Знающие люди говорят, что приезжать сюда желательно именно весной (март-апрель), так как летом "фонтан не работает", источник становится мелководным. Но место всё равно очень живописное.
За холстом, Франция, 1948 год
Озеро Карецца в Доломитах, 1949 год
Озеро Карецца, 1949 год
Озеро Гарда (между прочим, самое крупное в Италии), Мыс Сан-Виджилио, 1949 год
Ещё несколько живописных озёр...
Натюрморт с миской, красный и желтый перец
Вилд, графтство Кент, Англия
Длинная галерея в Саттон Плейс недалеко от Гилфорда
Вид близ Ванса в Приморских Альпах
Вид на Лох-Мари
Бухта Камара де Лобуш, рыбный порт Мадейра, 1950 год
Речной пейзаж недалеко от Венеции, 1950 год
Вид недалеко от Венеции, 1950 год
Вид на канал, Венеция, 1951 год
Школа Святого Марка в Венеции
Гранд-канал с мостом Риальто, 1951 год
Мемориал Бартоломео Коллеони, Венеция, 1951 год
Красные скалы в на юге Франции, 1950 год
Красные скалы, 1951 год
Уинстон вернулся! - кричали газеты в октябре 1951 года, когда, преодолев полосу неудач, Черчилль привёл партию тори к бесспорной победе. Партия консерваторов получила большинство в парламенте, а её лидер, ветеран британской политики, вновь стал премьер-министром в возрасте семидесяти шести лет.
Ямайский пляж, 1952 год
Кап-д'Ай (Вид из сада виллы Ла Каппончина), 1952 год
Кап-д'Ай, Приморские Альпы, 1952 год
Апофеозом карьеры старого слуги монархии стала коронация Елизаветы II в июне 1953 года, ознаменовавшая начало новой, елизаветинской эпохи. На церемонии премьер-министр щеголял в форме губернатора пяти портов и выражал свою почтительность молодой государыне. Понятное дело, что своему хобби он стал меньше уделять внимания. Так продолжалось до весны 1953 года, когда он после перенесенного в 1953 году инсульта и постепенного ухудшения здоровья, вынужден был подать в отставку. А на реабилитацию Черчилль опять отправился в излюбленные места, любоваться красотами Прованса, Лазурного Берега, Ментоны, Сицилии, Италии, Марокко...
Море и сосны, Кап-д'Ай, 1955 год
Стена сада виллы Ла Каппончина, 1955 год
Монте-Карло, Кап-д'Ай, 1955 год
Побережье в районе Кап-д'Ай
Кап д'Ай (мыс Чесночный) - небольшой зеленый курорт, приютившийся под самым боком у Монако. Кап-д'Ай - это пляжи, расположенные в нишах скал, соединенные прибрежными тропинками, где смешана галька с мелким песком. Сосновый бор, спускающийся до самой кромки воды. Гроты и чистейшее море. Тишина нарушается только шумом волн. Здесь Черчилль гостил у лорда Бивербрука на его роскошной вилле Ла Каппончина.
Цветы
Натюрморт с орхидеями
Цветы в зеленой вазе
Магнолия
В тени монастырских стен
Пейзаж на юге Франции
Грот Кордари в Сиракузах, 1955 год
Леди Черчилль на ланче, 1955 год
Вид на Ментону, 1957 год
Тюльпаны в вазе, 1957 год
Поль Сезанн и Уинстон Черчилль
Как и другие непрофессиональные художники, сэр Уинстон прибегал к копированию работ великих мастеров. Даже будучи в достаточно преклонном возрасте. В качестве примера приведу известную картину Поля Сезанна Ваза с тюльпанами.
Первая личная выставка Черчилля была организована в США, в Канзас-Сити в январе 1958 года. Многие посетители вернисажа приготовились увидеть картины дилетанта. Каково же было удивление, когда их взору предстали работы настоящего мастера. Из Канзас-Сити экспозиция отправилась в Метрополитен-музей, а затем - в Австралию и Новую Зеландию.
Уинстон за работой
Эдвина САНДИС
В 1959 году состоялась и персональная выставка сэра Уинстона на родине, в Лондоне. Она проходила под патронатом Королевской академии искусств, и включала шестьдесят две работы. За всю историю Черчилль стал пятым академиком, удостоенным ещё при жизни столь масштабной выставки. В день открытия экспозицию посетило 3 210 человек. А на аналогичную выставку Леонардо да Винчи, проходившую незадолго до того, в первый день пришло только 1 172 человека. Узнав о такой статистике, Клементина Черчилль посетовала: Бедный Леонардо!..
Искусствовед Джон Лондон писал в News Chronicle: Похоже, все глубоко поражены той яркостью, силой и самоуверенностью, которые исходят от этих картин. Даже некоторые современные художники признали, что дюжина работ могла бы соперничать с шедеврами импрессионистов.
Прошло уже много лет со дня смерти одного из популярнейших политиков Великобритании, но его живописные работы продолжают пользоваться огромным успехом. И не только потому, что их охотно приобретают на аукционах известные коллекционеры и стоимость полотен возросла во много раз. Многие картины Черчилля украшают шкатулки, изделия из фарфора, праздничные свечи, вещицы, которые англичане с удовольствием приобретают для себя и в подарок, их печатают на канве для вышивок, на подушках и т.д.
Оттиск на канве: Парусная лодка в гавани в Антиба
Биографы сэра Уинстона подсчитали, что из девяноста прожитых лет своей жизни, он около девяти занимал пост премьер-министра, тридцать один год провёл в Кабинете министров, а пятьдесят пять - в Парламенте. В той или иной степени участвовал в девятнадцати битвах и был награждён четырнадцатью наградами за участие в этих кампаниях. Политик опубликовал почти 10 миллионов слов, больше, чем многие профессиональные писатели (на его счету 43 книги, изданные в 72 томах: один роман, две биографии, три тома воспоминаний, шеститомник мемуаров о Второй мировой войне, четыре тома Истории англоязычных народов, охватывающей период с вторжения Цезаря до начала Первой мировой войны и множество статей), став лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Кроме этого, Черчилль был членом Королевского научного общества и Старшим братом в Тринити Хаус, лордом-хранителем пяти гаваней, канцлером университета, кавалером Ордена Подвязки, ордена Кавалеров Почета и ордена Заслуг, почётным гражданином нескольких городов и т.д. Сэр Уинстон построил дом и разбил в нём прекрасный сад. Количество выпитых им бутылок спиртного и выкуренных сигарет не поддаётся учёту:) Но самое главное - у него была большая и горячо любимая семья (хотя и не во всём успешная), а также бесконечное число друзей.
Портрет Уинстона Черчилля, 1916 год
Уильям ОРПЕН
Что же касается живописи, то и в этом своём увлечении Уинстон Черчилль преуспел (полагаю, вы в этом убедились сами...), став автором более 500 картин и членом Королевской академии художеств. Хобби стало для него благом, подлинным источником вдохновения и счастья, приносящим удовлетворение и спокойствие. Он как-то сказал: Когда я попаду в рай, то значительное количество времени своего первого миллиона лет я собираюсь провести за рисованием. Хочется глубже погрузиться в предмет...
Надеюсь, что и сейчас, когда вы читаете этот пост, сэр Уинстон дописывает свой очередной райский пейзаж...