Заграничный поход русской армии 1814 года. Русские в Париже.

Aug 15, 2014 13:49



Конечно, уже можно было бы и завершить рассказы о Заграничном походе русской армии 1814 года, но остался ещё большой пласт не охваченного: пусть и не очень длительное (всего чуть более 2 месяцев), пребывание войск союзников в столице Франции. Это время, атмосфера радости по поводу окончания длительной войны, лёгкость общения с парижанами (и особенно парижанками), несмотря на определённые шероховатости, наглядно переданы в многочисленных рисунках, картинах, шаржах и карикатурах не только российских и иностранных художников, волею судеб оказавшихся тогда в Париже, и более поздних работах их коллег, но и в письмах, воспоминаниях и мемуарах русских офицеров, участников кампании.



Лейб-гвардии конный полк в Париже
Богдан ВИЛЛЕВАЛЬДЕ


Мы помним, что ещё с момента вступления войск коалиции на территорию Франции Александр I приказал обходиться с жителями как можно дружелюбнее, и побеждать их более великодушием, нежели мщением, отнюдь не подражая примеру французов в России. Государь щадил самолюбие французов, но при этом зачастую приносил в жертву достоинство своих войск. Случалось, что победители чувствовали себя в Париже побежденными... Генерал от инфантерии Фабиан Вильгельмович Остен-Сакен, назначенный после занятия Парижа генерал-губернатором французской столицы, и военный комендант полковник русской армии французский эмигрант граф де Рошешуар строго придерживались напутствия царя, заслужив признательность горожан. Но русские офицеры и солдаты не всегда были этим довольны. Во все время пребывания нашего в Париже часто делались парады, так что солдату в Париже было более трудов, чем в походе, (из Воспоминаний поручика Николая Муравьёва, будущего Карского, Русский архив, 1886 г., 1 кн.). В первые дни случалось, что войска даже забывали накормить.



Бивуак русских войск на Елисейских Полях в Париже



Продажа напитка Коко
Гравюра Филибера-Луи ДЕБЮКУРА по оригиналу К. Верне. 1814 год
На улицах Парижа можно было утолить жажду освежающим напитком Коко, которым торговали прямо тут же



Книжная иллюстрация по рисунку Богдана Виллевальде

Не обходилось и без стычек между союзниками и демобилизованными или отправленными в отпуска французскими офицерами, наводнившими Париж в конце апреля, а также прибывшими в столицу с королём Людовиком XVIII: ...видя спокойное поведение союзных войск, они начали дерзить и наглеть, в особенности по отношению к хорошо дисциплинированным и терпеливым русским (из воспоминаний английского очевидца). Нередко в городе случались и дуэли: Наши русские тоже дрались и более с французскими офицерами армии Наполеона, которые не могли нас равнодушно видеть в Париже (Николай Муравьёв). Чтобы предотвратить подобные столкновения, губернатор Остен-Сакен приказал союзным офицерам находиться в Париже только по служебным делам, а остальным вернуться к месту дислокации частей. Подобным образом поступило и французское руководство. В дальнейшем эти проблемы были решены.



Бивуак казаков на Елисейских полей, Париж, 31 марта 1814 года. Музей Карнавале, Париж
Александр ЗАУЕРВЕРД, 1815 год






Бивуак казаков на Елисейских полей, Париж, 31 марта 1814 года, фрагменты
Александр ЗАУЕРВЕРД, 1815 год





Эскизы к театральной постановке Казаки войска М.И.Платова в Париже: Три девушки у окошка
Мстислав ДОБУЖИНСКИЙ

В столице находилась только небольшая часть русских войск: корпус, сформированный из кирасиров и гвардейцев, Гвардейский морской экипаж, некоторое количество казаков. Последние располагались не на квартирах, как было тогда заведено, а в казармах и даже на биваках на Монмартре, столичных улицах и бульварах, привнося в парижскую жизнь особую экзотику и своеобразный шарм...



Русского казака стрижёт собачий парикмахер на Новом мосту.
Здесь предлагали свои услуги разные мастеровые, продавцы и ремесленники.
Раскрашенная гравюра



Урядник Лейб-Гвардии Казачьего полка с лошадью на площади Людовика XV в Париже
Карл ВЕРНЕ



Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год
Иван РОЗЕН



Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год
Иван РОЗЕН

Вместе с российской гвардией 31 марта 1814 г. в столицу поверженной наполеоновской империи Париж вступил и не раз прославившийся кровопролитных сражениях Заграничных походов русской армии Гвардейский морской экипаж. Вернувшись из Гавра в Кронштадт на фрегате Архипелаг, моряки в составе гвардии торжественно вошли 11 августа 1814 года в Санкт-Петербург через установленные у Нарвской заставы Триумфальные ворота.



Гвардейский экипаж в Париже. 1814 год
Иван РОЗЕН



Гвардейский экипаж в 1814 году на фрегате Архипелаг
Акварель А.А.ТРОНЬ

В начале XIX века ещё не существовало фотографии и фотографов, которые могли бы запечатлеть наших соотечественников в Париже, так что вся надежда на живописцев, оставивших разнообразные и замечательные рисунки-свидетельства. Многие из них вы уже видели в этом сообщении. Одним из них был австрийский подданный, известный живописец-миниатюрист, портретист и график Георг-Эмануэль Опиц, ученик Франческо Казановы (кстати, брата небезызвестного авантюриста Джакомо), яркий представитель стиля бидермайер. Находясь в свите одной из дочерей Петра Бирона, герцогини Курляндской Шарлотты-Доротеи, он был свидетелем окончания войны с Наполеоном, входа и пребывания союзных войск в Париже, что позволило ему создать целый цикл ярких костюмных акварелей-репортажей, посвященных этим событиям, пользовавшихся большой популярностью. Позже он выполнил по этим рисункам литографии. Кое-что из серии 1814 года было предложено вашему вниманию здесь, тут и там. Серия Казаки в Париже в 1814 году насчитывала более 40 листов и живо передавала ту необычную праздничную атмосферу, которая царила в столице Франции весной 1814 года. Опиц зарисовал с натуры множество сценок, запечатлел интересные ситуации и эпизоды из жизни казаков, показав их, может быть, не слишком утончёнными и деликатными, но при этом добрыми, симпатичными и весёлыми.

Пройдёмся же вслед за художником и понаблюдаем за времяпрепровождением русских казаков в Париже, их лагерями и стоянками, прогулками по паркам и улицам, общением с местными жителями, посещением достопримечательностей города.

Одним из первых через городские ворота Парижа в столицу Франции вошёл лейб-гвардии Казачий полк. Именно за ним во главе огромной свиты в город въехал Александр I и европейские монархи. На этих рисунках Опица изображен марш казачьего войска по Парижу во время вступления в город 21 марта 1814 года.



Отряд казаков проходит мимо Триумфальной арки 31 марта 1814 года
Оккупация Парижа в 1814. Казаки проходят через город



Казак раздает парижанам декларацию Александра I

Этот сюжет относится к первым дням пребывания союзных войск в Париже. Художник изобразил конного донского казака, раздающего прохожим на улице недалеко от Триумфальной арки листы с напечатанной декларацией Александра I. За ним бежит парижский разносчик объявлений (с бляхой) и предлагает прокламацию короля Людовика XVIII. Французская столица давно не был свидетелем чужих военных триумфов, и парижане, с тревогой ожидая грядущих событий, набрасывались на любую информацию. Все их надежды связывались, в первую очередь, с русским царем, вдохновителем и фактическим руководителем антинаполеоновской коалиции. А.И. Михайловский-Данилевский вспоминал: Несколько прокламаций, объявленных в сие время, были все от имени Государя... Первая и важнейшая прокламация к французам... обнародована в самый день нашего вступления в 3 часа пополудни. В оной император объявляет, что он и союзники не вступят в переговоры ни с Наполеоном, ни с кем другим из фамилии его; что земли, принадлежавшие Франции при прежних королях, будут неприкосновенны; и приглашает народ французский избрать временное правительство для составления конституции.



Бивуак казаков на Елисейских полях, Париж, 31 марта 1814 года
Георг Эммануэль ОПИЦ




Опиц не раз писал казачьи бивуаки на Елисейских полях. А будущий писатель Иван Лажечников, адъютант генерала А.И. Остермана-Толстого, так вспоминал о них в Походных записках русского офицера: 20 марта. Казаки расположили свой стан на Елисейских полях: зрелище, достойное карандаша Орловского и внимания наблюдателя земных превратностей! Там, где парижский щеголь подавал своей красавице пучок новорожденных цветов и трепетал от восхищения, читая ответ в ласковых ее взорах, стоит у дымного костра башкирец, в огромной засаленной шапке с длинными ушами, и на конце стрелы жарит свой бифштек. Гирлянды и флеровые покрытия заменены седлами и косматыми бурками...



Лагерь казаков на Елисейских полях

В картине несколько сюжетов: на заднем плане казаки в лагере беседуют с парижанами, смотрят выступление акробатов и пьют вино; а перед строем в присутствии офицера проводится экзекуция - провинившегося стегают кнутом. На переднем плане изображены овцы, коза, битая птица - всё то, что служило пищей живущим на биваке; казак в бурке и соломенной шляпе (явно с чужой головы:)) покупает провизию у парижанина.



Марди Гра. Колонна военнопленных

Странная процессия, не правда ли? А всё дело в том, что союзные войска вступили в Париж 31 марта 1814 г. во время Жирной (Масленичной) недели, кульминацией которой во Франции традиционно было грандиозное карнавальное шествие Марди Гра. Во время этого карнавала нарушались все правила и традиции, его участники менялись ролями: нищие становились королём и королевой, господа угождали и прислуживали слугам, бедняки повелевали богачами.

На этот раз, 3 апреля 1814 г. карнавал был особым; стремясь смягчить горечь поражения, французы устроили пышный праздник, разыграв сцены победы французов над союзниками. Побеждённые французские гвардейцы конвоировали русских, переодетых военнопленными, демонстрируя согласие французов с фактом своего поражения в этой кампании и свидетельствуя о доброжелательном их отношении к победителям, которым было разрешено принять участие в этом городском празднике. Да и утомлённые, уставшие от сражений и маршей русские солдаты с большим удовольствием отпраздновали Широкую Масленицу с таким размахом впервые за несколько лет.

* Продолжение этой истории смотрите в конце сообщения...



У этой акварели есть разные названия:
Национальные гвардейцы конвоируют пленных русских солдат и казаков по улицам Парижа
Русских пленных в Париже ведут мимо китайских бань
Казак во главе импровизированного шествия мимо китайских бань

Художник изобразил в центре безоружного казака с мешком за спиной и русского офицера в плаще, которых в виде почётного эскорта сопровождают французские солдаты национальной гвардии с ружьями. За ними движется целая толпа, состоящая из русских военных (судя по головным уборам - пехотинца, драгуна, кирасира), а также то ли ряженых, то ли актёров бродячего театра, мальчишек. Одни предполагают, что для охраны спокойствия гражданского населения Парижа и соблюдения порядка союзными войсками по городу в то время снаряжались совместные патрули из русских и французских солдат национальной гвардии. Тогда почему они пленные? Другие утверждали, что Государь был пристрастен к французам до такой степени, что приказал французской национальной гвардии брать наших солдат под арест, когда их на улицах встречали, отчего произошло много драк, в которых большей частью наши оставались победителями (Николай Муравьёв).



Приготовление мяса в лагере казаков

Скоре всего действие происходит на Елисейских полях или Марсовом поле, местах расположения лагерей. Все казачьи полки, за исключением лейб-гвардии Казачьего, жили в полевых условиях. Они вынуждены были, как и встарь, жить с травы и воды, зачастую экспроприируя всё, что плохо лежало. Французы вспоминали, что казаки, например, в бытность их пребывания у дворца Наполеона в Фонтенбло выловили и съели достославных карпов в тамошних заповедных прудах. За походной полевой кухней казаков с нескрываемым любопытством наблюдают и французы, в том числе местный повар.



Казаки на Монмартре
Русские казаки делят добычу прямо на растеленном на земле одеяле.



Казаки на улице, ведущей к Вандомской площади

На акварели запечатлено 8 апреля 1814 г., день, когда французы демонтировали статую Наполеона с Вандомской колонны (подробнее об этом событии можно прочесть здесь). Оживлённая толпа парижан стремится к площади, чтобы понаблюдать за действом. Но казаков, расположившихся тут же на привале, это мало волнует, у них свои неотложные дела...



Выступление уличного фокусника и предсказателя в центре Парижа.

Русских в Париже поражало обилие на улицах города актёров, театров и зрелищных представлений. Вообще стихия парижан - буря всех страстей. Там на каждом малом пространстве, особливо булеварного проспекта и Елисейских полей, везде призывы сердец к наслаждениям. Тут показывают выученных зверей, птиц, рыб и гадов, фокус-покусы, фантасмагории, панорамы и волшебные фонари, или танцы великолепных кадрилей на натянутых проволоках и веревках, или огнецветные китайские изделия, сгорающие при звуках приятнейшей гармоники с особливо изумительною прелестию переливов и блесков (из воспоминаний офицера Первого егерского полка М.М. Петрова). По случаю Страстной недели (с 4 по 10 апреля 1814 г.) и говения Александра I вышел приказ генерал-губернатора Остен-Сакена о запрете русским посещать театры и увеселительные заведения: Государь император надеется и уверен, что ни один из русских офицеров, в противность церковного постановления, во все время продолжения Страстной недели спектаклями пользоваться не будет, о чем войскам даю знать. Но и в этот период русские офицеры и солдаты не остались без зрелищ на улицах Парижа. Георг-Эмануэль Опиц изобразил оживленную толпу парижан и двух русских казаков, наблюдающих за выступлением бродячего актёра, веселящего народ карточными фокусами и раздачей конвертов с предсказаниями.



Казаков приглашают зайти в кофейню

Сцена прогулки казаков по городу показывает заинтересованное отношение к ним парижан: мужчина приподнимает шляпу в знак благодарности за полученную от казака монетку, женщины приглашают прославившихся в военных кампаниях воинов посетить кофейню, над которой висит вывеска с перечнем продающихся здесь напитков. Они (парижане) воображали найти в нас людей необразованных, изнуренных походами, говорящих языком, для них непонятным, в странных одеждах, с зверскою улыбкою предающихся грабежу, и не могли поверить глазам своим, видя красоту русских мундиров, блеск оружия, веселую наружность воинов, здоровый цвет лица их, ласковое обращение офицеров и слыша остроумные ответы их на французском языке. В скором времени известие о невероятных свойствах их победителей перелетало из уст в уста; похвалы русским гремели повсюду; женщины из окон и с балконов махали белыми платками, приветствовали нас движением рук.... (из воспоминаний А.И. Михайловского-Данилевского)



Кукольное представление в кафе

После длительных лишений военно-полевой жизни многие русские в Париже наслаждались комфортной жизнью, гастрономическими изысками, вином и всем тем, что мог предоставить человеку один из лучших городов мира. Тем более что в Париже русским войскам выдали причитающееся жалование за год. Рестораны и кафе были дешёвыми: Обед вообще обходился нам тогда дешево. Мы пользовались большим кредитом в лавках и магазинах (из записок генерал-майора Н.П. Ковальского). Не совпадало только время обеда: русские привыкли обедать в полдень, а французы - в 6 часов вечера. На акварели русские казаки, посетишие кафе, пьют вино, ухаживают за француженками и развлекаются кукольным представлением, которое устроил для них юный парнишка. Он одновременно играет на дудке и барабане, а движением ноги заставляет плясать своих кукол. В России театр марионеток был тогда большой редкостью и поэтому казаки очень заинтересовано наблюдают за происходящим.



Игра в карты в игорном доме

За карточным столом в игорном доме собралась весьма разнородная публика: чиновники и военные, дамы полусвета и простолюдинки. В центре внимания дам русские офицеры и казаки. Азартные карточные игры были излюбленным развлечением русского общества и особенно военных, так как каждая партия была своеобразной дуэлью противников. И сражения за карточным столом не уступали по драматизму военным схваткам. Наиболее популярными были такие игры, как фараон и штос, в которых наибольшую роль играл случай, что максимально отвечало менталитету русских военных. Судьба, удача, карьера, жизнь - как на службе, так и на войне - очень часто зависели от случая. Иногда карточная игра становилась пагубной страстью. Деньги были, военнослужащим было выплачено жалование. Страстный игрок генерал Михаил Милорадович испросил у царя жалованье за три года вперед и столовые деньги. И все проиграл. Не отставал от него и прусский фельдмаршал Блюхер: Сколько раз мне случалось видеть там наших генералов и старика Блюхера в партикулярном платье, горчайшаго игрока, проигрывавшаго большия суммы (из Записок прапорщика лейб-гвардии Семеновского полка И.М. Казакова, участника кампаний 1812-1814 гг.); ...я видел Блюхера, ставившего кучи золота на одну карту. Прусский король платил за него его проигрыши, а выигрыши оставались ему в пользу (Николай Муравьёв) Кроме того, офицеры, имевшие свое собственное состояние, могли брать кредиты, не погашая долга: Офицеры... ...обращались к банкирам с простым удостоверением от корпусного командира, что они люди со средствами, и получали под векселя значительные суммы. Государь впоследствии заплатил за всех, и мы вдобавок были уволены от выговоров и замечаний... (Н.П. Ковальский). Казачьи офицеры были не так богаты и играли намного реже. И на данной акварели художник изобразил их рядом с дамами. Вероятно, они больше надеялись на успех у женщин, чем на удачу за карточным столом.



Игра в рулетку в игорном доме

В отличие от карт, рулетка в то время ещё не была популярной в России, и большинство русских офицеров не имели представления о ней до входа в Париж. Поэтому многие стремились попробовать свои силы и попытать счастье в необычной игре из простого любопытства. Рулетка есть ад и рай для многих - выигрывающий в восторге, а проигравший испытывает все мучения ада и в сумасшествии с отчаяния застреливается или бросается в Сену, - писал всё тот же И.М. Казаков. Опиц изобразил французскую публику, собравшуюся за игорным столом, а также солдат и офицеров союзных войск, наблюдающих за игрой. Справа от крупье два донских казачьих офицера о чём-то оживленно беседуют с сидящей за столом дамой, возможно консультируются с ней, готовясь сделать ставку.



Казаки играют с парижскими детьми в саду Тюильри

Акварель изображает прогулку казаков в саду Тюильри и их приветливое общение с маленькими детьми, которых сопровождают мамы и няни. Походная жизнь приучила казаков к длительным отлучкам из дома, где оставались их семьи и детишки, которых они могли не видеть годами. Поэтому женщины с детьми вызывали у них умиление, желание поиграть с малышами, потискать их, подарить гостинец. Свидетели вспоминали, что во время прохождения по Парижу торжественным маршем, казаки брали на руки мальчишек и сажали их перед собой на крупы лошадей.



Конный казак на улице города

Парижские дети, особенно мальчишки, завидев пеших или конных завоевателей, целыми толпами бегали за ними, выпрашивали деньги и сувениры на память. Они быстро подружились с лохматыми и добродушными казаками, разрешавшими детишкам вскарабкиваться им на плечи.



Купание коней в Сене

Одна из самых известных акварелей в парижской серии Георга-Эммануэля Опица. У арочного моста Согласия (Pont de la Concorde), бывшего моста Людовика XVI, казаки купают и поят в Сене своих лошадей. А парижанки высыпали на набережную и, свесившись через парапет, с нескрываемым интересом наблюдают за могучими стройными казаками, которые в одном исподнем (а то и вовсе нагишом), не обращая внимания на зрительниц, ухаживают за своими преданными любимцами, прошедшими в этой тяжёлой кампании такой же далёкий путь.



Казаки и торговки рыбой и яблоками
Казаки на рынке

Местные торговцы с готовностью снабжали русские войска съестными припасами и галантереей. Они появлялись на заставах, биваках, а то и просто на улицах, нагружённые корзинками с провизией и бочонками с напитками, громко предлагая свои товары. Забавно было видеть наших служивых, старающихся любезничать с торговками, и ловкость сих последних, которые понимали намерения, не разумея слов (И.М. Казаков)

Нередко и казаки посещали городские рынки. Высшие русские офицеры предпочитали использовать в качестве ординарцев именно казаков, так как те отличались расторопностью, сметливостью, ловкостью, были коммуникабельными и быстрыми в исполнении любых поручений, в том числе закупки провизии. На картине казак приценивается к домашней колбасе, а слуга отрезает от колбасы кусок на пробу. Отношения между продавцами и покупателями приветливые и доброжелательные.



Прогулка казаков по галерее с лавками и магазинчиками

Русские солдаты любили поглазеть на многочисленные модные лавки и магазины, которыми славился Париж, где на продажу были выставлены товары самого разного назначения: парфюмерия, галантерея, обмундирование, оружие, даже русские эполеты и орденские знаки, шитьё и т.д. Кто бывал в Париже, тот знает, что там почти птичьего молока можно достать, только были бы деньги. И парижане тщательно заботились о том, чтобы иностранные гости не скупились и оставляли здесь свои деньги...

На акварели казаки в сопровождении прелестных парижанок рассматривают и живо обсуждают витрины, товары, вывески ресторанов и парикмахерских: Восковые бюсты с париками, выставленные при некоторых лавках под стеклом, показались нам столько же белы и живы, как сами парикмахеры, Вывески на ресторациях были очень привлекательно разрисованы и заманивали к себе, но время и обстоятельства не позволяли нам лакомиться. Из толпы зрителей останавливались и смотрели на нас большей частью дамы, пригожие француженки... (из Походных записок артиллериста 1812-1816 Ильи Тимофеевича Радожицкого)



Казак спорит со старой парижанкой на углу улицы дe Граммон

Но иногда не обходилось и без стычек, как на этой акварели: оборванная старуха-француженка замахивается палкой на казака, который, парирует удар, выставив вперёд ружьё. Казак, видимо, занимался закупками для своего подразделения и чем-то или не угодил пожилой женщине, или произошло языковое недоразумение. Рядом стоят навьюченные разным скарбом (мешки, корзины с напитками и провизией, посуда, оружие, перемётная сума) казачья лошадь и осёл. А возле витрины модной лавки, торгующей шляпками, толпятся модницы француженки.



У статуи Аполлона в музее

После окончания Страстной недели был снят запрет на посещение местных театров и музеев. Наоборот, командиры многих полков обязали своих офицеров приобщаться самим и привлекать своих подчинённых к искусству. Те, кто побогаче стали завсегдатаями Гранд-опера, Версаля; другие наслаждались прогулками по Люксембургскому саду и Булонскому лесу; третьи - проникались видом и устройством Дома инвалидов, Музеев артиллерии и Наполеона. В последнем экспонировались вывезенные из Рима античные шедевры, а также экспроприированные в других странах многочисленные произведения искусства. Не все нижние чины, простые солдаты или казаки могли судить о красоте картин и статуй, но, как отмечали многие мемуаристы, мимо статуи Венеры и Аполлона Бельведерского никто не мог пройти равнодушно, все останавливались и восхищались увиденным.



Казачья пляска ночью на Елисейских полях

Сцена отдыха и ночного веселья казаков, устроивших с гостями пирушку с песнями, плясками. Ухарские пляски казаков, их песни и припевы... очень нравились французам, - вспоминал русский офицер Иван Петрович Липранди.

Несмотря на то, что в Париже русские войска в основном приятно проводили время, получая массу новых впечатлений, удовольствий и наслаждений всякого рода, которых и описать невозможно (ротмистр Иван Дрейлинг), усталось от многомесячных кампаний, тоска по родине и семьям, сделали своё дело. Прекрасная Франция казалась уже не такой прекрасной. Париж есть удивительный город; но я смело уверяю вас, что Петербург гораздо красивее Парижа, что здесь хотя климат и теплее, но не лучше киевского, одним словом, что я не желал бы провести мой век в столице французской, а во Франции еще и менее того, - писал в письмах будущий русский поэт Константин Батюшков. Поэтому, когда настало время отъезда, многие обрадовались и не возражали.



Казаки рассматривают карикатуры на самих себя.
Георг-Эммануэль ОПИЦ

Гуляя по городу, казаки остановились у витрины павильона по продаже эстампов. Здесь выставлены карты Франции и театра военных действий в 1812 г., гравюры с видами Москвы и Вены, портреты в рамах Талейрана, Марии-Луизы. На прищепках приколоты небольшие эстампы, на которых изображены король Австрии Франц I, императоры Александр I и Наполеон (портрет, составленный из трупов), а также различные карикатуры, в том числе и на русских казаков, одних из самых популярных персонажей. Эти карикатуры наводнили Францию. Георг-Эммануэль Опиц написал на первом плане казаков, с удивлением и улыбкой на лицах рассматривающих листок с карикатурой под названием Казак, рисованный с натуры

Но и это ещё не всё! Как мне не хотелось разрывать пост, но ничего не поделать, не помещается.
Поэтому самое сладенькое в следующий раз:)

UPD: Благодаря вниманию, своим прекрасным знаниям предмета и историческому чутью Катерина, ака catherine_catty, засомневалась в правильности того, что карнавальное шествие Марди Гра в 1814 году проходило во время пребывания союзных войск в Париже. И оказалась права, действительно, это событие случилось 22 февраля 1814 года, когда столица Франции была ещё свободна: здесь и тут. Ещё раз Благодарю Катерину за наблюдательность и помощь в установлении истины!

Тем не менее акварель Георга-Эммануэля Опица существует и с тем описанием, что привела я (здесь), поэтому оставляю её на прежнем месте, надеясь, что вы учтёте и запомните мою (и не только) оплошность. Переносить в другой пост я её не буду, думаю, вы из моего комментария поймёте почему и простите:)

Изобразительное искусство, Русские в Париже, Париж, Георг-Эммануэль Опиц, История в картинках, Заграничный поход 1814 г., Однажды 200 лет назад

Previous post Next post
Up