Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения известного и очень популярного в своё время живописца, пейзажиста, любимца не только широкой публики, но и императорской семьи, которого часто пренебрежительно называли художником салонно-академического стиля, педагога, профессора Юлия Юльевича Клевера-старшего
Осенний лес, 1914 год. Холст, масло. Частное собрание
Юлий КЛЕВЕР
Выходец из старинного немецкого рода фон Клеверов, Юлий родился в Дерпте (ныне эстонском городе Тарту), в большой и дружной семье преподавателя химии. Мальчик с детства полюбил рисование, родители не препятствовали увлечению сына, а, наоборот, его поощряли, отдав учиться живописи сначала в местную художественную мастерскую, а затем в Императорскую Академию Художеств Петербурга на отделение архитектуры. Правда, Клевер вскоре перевёлся в пейзажный класс Михаила Клодта и Сократа Воробьёва.
Девственный лес (Лес на острове Нарген), 1880 год. Холст, масло. ГТГ
Деревня на острове Нарген, 1881 год. Холст, масло. ГРМ
Москва. Кремль. Праздничная иллюминация, 1883 год. Холст, масло. Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени
Картина написана совместно с Оскаром Адольфовичем Гофманом
Водяные лилии, 1887 год. Холст, масло. Частное собрание
Правда, и тут у Юлия Юльевича не сложились взаимоотношения с мэтрами пейзажа, не оценившими его природный талант и масштаб новаторских художественных замыслов. Разочаровавшись, он счёл каноническое академическое образование скучными и ненужным, перестал посещать академию и занялся самообразованием. И преуспел. Его работы были замечены и отмечены, их приобретали не только Павел Третьяков, но и другие известные коллекционеры, члены императорской семьи и сам Александр II.
Зимний закат в еловом лесу, 1889 год. Холст, масло.
Разлив реки, 1890 год. Холст, масло. Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Летний пейзаж, 1890 год. Холст, масло. Частное собрание
Зимний пейзаж. Вечереет, около 1895 года. Холст, масло. Вологодская областная картинная галерея
Дорога в вечернем лесу, 1901 год. Холст, масло. Частное собрание
Зимние сумерки, 1903 год. Холст, масло. Частное собрание
Кладбище зимой, 1907 год. Холст, масло. Самарский областной художественный музей, Самара
Любимыми мотивами художника были лесные уголки, парки, времена года, погодные явления, рассветы и особенно закаты, предпочитая изумительные виды, которые открываются на закате. Его работы в России знали и любили, они тиражировались в репродукциях и открытках. В те времена даже считалось дурным тоном, если в доме не было хотя бы одной картины Клевера.
Березовая аллея (Дорога. Березы), 1910 год. Холст, масло. Частное собрание
До восхода солнца, 1912 год. Холст, масло. Частное собрание
Зимний пейзаж, 1914 год. Холст, масло. Частное собрание
Пейзаж с цветущими деревьями, 1916 год. Холст, масло. Частное собрание
После революции Юлий Юльевич Клевер не покинул Россию, а продолжил свою педагогическую деятельность в Академии художеств и Ленинградском высшем художественно-промышленном училище имени В.М. Мухиной, где заведовал кафедрой монументальной живописи. Скончался, не дожив чуть больше месяца до своего 75-летнего юбилея
Зимний закат в лесу. Холст, масло. Частное собрание
Христос идущий по воде. Холст, масло.
Пригород. Ленинград, 1924 год. Холст, масло. Частное собрание