190 лет назад 13 января 1835 года в Перми родился русский исторический живописец, портретист, декоратор, педагог, профессор Императорской Академии художеств, автор Альбома историй государства Российского в изображениях державных его представителей, действительный статский советник Василий Петрович Верещагин, затерявшийся с годами в славе более удачливого по части известности тёзки и однофамильца Василия Васильевича Верещагина
Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного в 1433 году срывает (с князя Василия Косого) пояс с драгоценными каменьями, который некогда принадлежал Дмитрию Донскому и которым Юрьевичи завладели неправильно, 1861 год. Холст, масло. Исторический музей.
Василий Петрович ВЕРЕЩАГИН
Выходец из семьи потомственных иконописцев, Василий перые уроки живописи получил у отца, деда и местного художника-иконописца Афанасия Орлова. После окончания уездного училища поступил в столичную Академию художеств в мастерскую исторической живописи Алексея Тарасовича Маркова. За картину Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного... был удостоен золотой медали, звания классного художника и права на пенсионерскую поездку за границу. Объездил всю Европу, посетил главные её музеи, но работал преимущественно в Италии, в которую возвратился ещё раз.
Портрет Василия Петровича Верещагина, 1860 год. Русский музей
Петр Верещагин (брат нашего героя)
Святой Григорий Великий проклинает умершего монаха за нарушение обета бессеребрия, 1862 год.
Холст, масло.
Итальянка, 1864-1869 годы. Бумага акварель. Частное собрание
Мордовки, 1867 год. Холст, масло. Русский музей
Портрет Надежды Павловны Боголюбовой, 1860-е годы. Холст, масло. Художественный музей Радищева г. Саратов
Свидание узника со своим семейством, 1868 год. Холст, масло. Третьяковская галерея
Окончательно осев в Петербурге, Василий Петрович не только писал исторические полотна и портреты, но и выполнил настенные декорации для дворца великого князя Владимира Александровича на темы из русской народной поэзии, создал эскизы мозаики для строящегося Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге, работал над иконами для Храма Христа Спасителя в Москве и Успенского собора Киево-Печерской лавры. Более двадцати лет преподавал в Императорской Академии художеств рисунок и композицию.
Девочка в венке, последняя четверть XIX века. Холст, масло. Частное собрание
Портрет художника Руфина Гаврииловича Судковского, 1882 год. Холст масло. Ульяновский областной художественный музей
Выход из храма Спасителя, 1883 года. Лист из коронационного альбома императора Александра Третьего
Желанная встреча. Свидание Князя Серебряного с Еленою Морозовой (по роману А.К. Толстого), 1884 год. Холст, масло.
Центр искусств Москва
Кружевница, около 1890 года. Холст, масло. Омский музей изобразительных искусств им. М.А. Врубеля
Альбом историй государства Российского в изображениях державных его представителей
В 1891 году вышло первое издание Альбома, включившего в себя графические образы русских правителей от Рюрика до Николая II
Несколько работ для примера:
Защитники Троице-Сергиевой лавры, 1891 год. Холст, масло. Русский музей
Монахиня. Послушница Вологодского монастыря, 1894 год. Холст масло. Ульяновский областной художественный музей