225 лет назад в столице Российской империи родился великолепный русский живописец, художник-монументалист, мастер портрета, талантливый рисовальщик и акварелист Карл Павлович Брюллов, а попросту Великий Карл
Княжна Стефания Радзивилл, графиня Витгенштейн, 1830-е годы. Холст, масло. Частное собрание
Младший сын резчика по дереву, скульптора, академика из обрусевших французов Павла Ивановича Брюлло, брат Александра Павловича Брюллова, акварелиста и архитектора, рос болезненным золотушным мальчиком, почти семь лет не встававшим с постели. Он был вундеркиндом, отец его, как и полагается родителям вундеркиндов, тиранил Карлушу и всячески выбивая из него романтический дух и заставляя сутками рисовать фигурки животных и людей, за непослушание нередко бивал (однажды, получив очередную затрещину от рассвирепевшего отца, Карл остался тугоухим на всю жизнь), оставлял голодным.
Портрет Н.А. Охотникова, 1827 год. Холст, масло. Эрмитаж
Портрет Константина Тона, около 1823-1827 годов. Холст, масло. Государственный Русский музей
Карл БРЮЛЛОВ
Джованина Пачини. 1831 год. Бумаге, карандаш, акварель. Частная коллекция
Портрет Анатолия Николаевича Демидова на коне, 1831-1832 годы. Холст, масло.
Палатинсквя галерея флорентийского дворца Питти
Портрет Авроры Карловны Демидовой, 1836-1838 годы. Холст, масло. Нижнетагильский музей изобразительных искусств
К десяти годам здоровье Карла поправилось и он, как и старший брат Александр, поступил в Императорскую Академию художеств, где проучился одиннадцать лет. Затем столько же лет Брюллов жил и работал в Италии как пенсионер Общества поощрения художников. Здесь он создал главное произведение своей жизни, ставшее его триумфом - Последний день Помпей - полотно, имевшее оглушительный успех, а также множество прекрасных романтических портретов и графических работ.
Портрет светлейшей княгини А.И. Лопухиной, 1833 год. Картон, бристольский карандаш, акварель. Частное собрание
Портрет светлейшей княгини А.И. Лопухиной, 1833 год. Фрагмент
Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованиной Пачини и арапчонком, 1832-1834, Холст, масло.
Частное собрание, Калифорния, США
Портрет Алексея Толстого в юности, 1836 год. Холст, масло.
Нестор Кукольник, 1836 год. Холст, масло. Третьяковская Галерея
Портрет Василия Жуковского, 1838 год. ГТГ
Более влюбленного в живопись художника трудно представить. Карл Павлович любил своё ремесло, которое, кстати, только так и величал, и был, пожалуй, единственным русским художником, писавшим красоту и роскошь, праздник жизни, похожий на итальянское летнее утро. Брюлловская женщина, страстная, сверкающая, во всей красоте полудня, пылающая всей роскошью страсти, всем могуществом красоты. Его женщина дышит всем, что есть лучшего в мире, - восхищался Николай Васильевич Гоголь
Портрет И.А. Бека, около 1839 года. Холст, масло. Радищевский музей, Саратов
Портрет М. А. Бек, 1840 год. Холст, масло. Национальная галерея Армении, Ереван
Автопортрет, 1848 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Портрет Ульяны Смирновой, урождённой Спиридоновой, 1837-1844 годы. Холст, масло. ГРМ
Как теперь выяснено сотрудниками Русского музея, на картине изображена не Смирнова, а великая княжна Александра Николаевна, младшая дочь императора Николая I
Портрет графини С.А. Шуваловой, 1849 год. Холст, масло. Эрмитаж
Портрет Микеланджело Ланчи, 1951 год. Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея
Этот портрет стал последним шедевром, созданным Карлом Брюлловым.
Художник-романтик Карл Брюллов умер вдали от родины, в Италии. Старший брат Александр пережил Карла на четверть века. Идеологи последующих поколений почему-то не увидели в нем романтика, Александр Бенуа и Владимир Стасов бранили его как создателя имперского академического стиля. Да и сейчас некоторых, привыкших скорее к художественной нарочитой некрасивости живописи, раздражает внешняя красота, элегантность и мелодраматизм работ Карла Павловича, но именно к Брюллову стремятся прежде всего туристы - посетители российских художественных музеев и преклоняются перед его несомненным талантом. Наверное, именно в точно замешанном рецепте зрелищности и мастерства причина непреходящей популярности великого художника.