Сегодня исполняется 165 лет со дня рождения прекрасного, успешного и очень восстребованного в своё время русского живописца, мастера русского пейзажа, творчеством которого восхищались Левитан и Стасов, передвижника, педагога, академика и действительного члена Императорской Академии художеств Николая Никаноровича Дубовского
Деревня зимой. Холст, масло. Частное собрание
Николай ДУБОВСКОЙ
Выходец из семьи потомственных новочеркасских казаков по традиции отучился во Владимирской Киевской военной гимназии, но любовь к живописи взяла верх и по окончании учёбы отправился в стлицу, где стал сначала вольнослушателем, а затем и учеником Императорской Академии художеств в мастерской пейзажной живописи профессора барона Михаила Константиновича Клодта
Дорога в горах, конец 1880-х годов. Холст, масло. Мемориальный музей-усадьба художника Н.А. Ярошенко
Притихло, 1890 год. Холст, масло. ГРМ, ГТГ (авторская копия)
Полотно Притихло, изображающее эатишье природы перед бурей, на выставке в Санкт-Петербурге приобрёл император Александр III для галереи Зимнего дворца. Так как эта работа стала недоступной широкому зрителю, Павел Михайлович Третьяков специально приехал в столицу, чтобы заказать художнику повторение, которое оказалось по его мнению даже лучше оригинала.
На Волге, 1892 год. Холст, масло. ГТГ
Репин писал Третьякову об этой работе Николая Никаноровича в 1892 году: Картина Дубовского На Волге - вещь удивительная по совершенству. Как сработана вода, небо, сколько во всём поэзии - это лучшая вещь на выставке
Радуга, 1892 год. Холст, масло. Новочеркасский музей донского казачества
Водопад Иматра, 1893 год. Холст, масло. Севастопольский художественный музей им. П.М.Крошицкого
Морозное утро, 1894 год. Холст, масло. Пермская художественная галерея
Отучившись четыре года, уравновешенный по характеру человек, Николай Никанорович вдруг взбунтовался по примеру старших товарищей-передвижников, отказавшись писать дипломную картину на заданную тему. Он бросил Академию, потеряв тем самым льготы и пенсионерскую поездку в Европу, и продолжил обучаться самостоятельно, полностью посвятив своё творчество пейзажу, создавая свой его тип - сдержанный и элегантный, полный дыхания природы, света, воздуха и пространства
Зимний вечер, 1895 год. Холст, масло.
Вечер в Украине. Холст, масло. Днепропетровский художественный музей
На Лаго Маджоре. 1895 год. Холст, масло.
Альпы, 1895 год.
Неаполь, конец 1890-х годов. Холст, масло. Рязанский государственный областной художественный музей им. Пожалостина
Николай Никифорович Дубовской создал целую серию романтических пейзажей, восторженно принятых искушенной публикой и критикой. На протяжении жизни он оставался непререкаемым авторитетом среди художников-современников, его работы постоянно участвовали во всевозможных художественных выставках на родине и за границей, где удостаивались высоких наград
Пейзаж с березами. Холст, масло. Мемориальный музей-усадьба художника Н. Ярошенко
Санный путь, 1900 год. Холст, масло. ГТГ
Сжатое поле, Холст, масло. Костромской государственный объединенный художественный музей
Дача в Силламягах, 1907 год. Холст, масло. Национальный художественный музей Республики Саха Якутия
Первый снег, 1910 год. Холст, масло. Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых
Вечер в Хосте, 1911 год. Этюд. Частное собрание
Зимний день в Троице-Сергиевой лавре, 1910 год. Холст, масло. Ярославский художественный музей
Горная деревня. 1911 год. Холст на картоне, масло. Музей руского импрессионизма
Вид на Палермо, 1917 год. Холст, масло. Частное собрание
Скончался художник скоропостижно зимой 1918 года в Петрограде от болезни сердца, полный замыслов и планов на будущее. Замечательные его работы распылили по многим советским музеям, ни в одном из которых не нашлось даже места для отдельного зала художника, выведя их из поля зрения искусствоведов и ценителей живописи. Постепенно это имя забылось, Дубовской так и остался для многих мастером старого, дореволюционного, как тогда считали бесполезного, искусства... Очень несправедливо